Медиаобразование в России
Памяти Л. С. Зазнобиной

 

А. А. Журин
кандидат педагогических наук,
заведующий лабораторией ТСО
и медиаобразования ИОСО РАО

[Photo]26 июня 2000 года. оборвалась жизнь Людмилы Семеновны Зазнобиной. Мы потеряли не только видного ученого-методиста, мы потеряли Учителя, Наставника, Друга.

Людмила Семеновна родилась в Москве 23 сентября 1939 года. Из шестидесяти лет жизни сорок она отдала школе: сначала как учитель химии, затем, работая в Российской академии образования, создавала прекрасные пособия и для учеников, и для учителей. Более 75% учебных диафильмов по химии сделаны ее руками. Дидактическими материалами в виде диапозитивов до сих пор пользуются многие учителя бывшего СССР. Кинопленка с учебными фильмами и фрагментами Зазнобиной постепенно приходит в негодность, но эти фильмы и фрагменты мы показываем нашим ученикам с помощью видеомагнитофона. В каждом кабинете химии есть демонстрационные таблицы по технике безопасности. Если вы внимательно присмотритесь к ним, то увидите руки Людмилы Семеновны, ведь именно она показывала художнику приемы обращения с лабораторным оборудованием. И вряд ли найдется учитель химии в России, Армении, Венгрии, который бы ни разу не прочитал книгу "Экранные средства на уроках химии".

Она написала умные и добрые книги для детей. В начальной школе ученики читают "Мою первую книжку о превращениях в природе", внимательно следят за приключениями ее внуков Саши и Моти, стараются повторить их эксперименты с водой, льдом, ржавым гвоздем. Те школьники, которые уже "доросли" до 8 - 9 класса, изучают химию по учебнику, в создании которого Людмила Семеновна принимала самое активное участие. В этом им помогают тетради на печатной основе - особая гордость Людмилы Семеновны. Именно она придумала Одного Ученика, с которым приключались Страшные истории при попытке реализовать Безумные идеи.

Ее учениками были не только дети, но и взрослые люди, учителя, пришедшие к ней учиться методике химии и методике создания средств обучения. Некоторое представление о широте научных интересов Л. С. Зазнобиной может дать далеко не полный перечень тем диссертаций, защищенных под ее руководством: средства обучения химии и средства обучения дизайну, интерактивность и проблемы иллюстрирования ученика биологии, использование компьютера для обучения изобразительному искусству и хроматография в ученическом эксперименте, дидактические возможности Интернета и видеозапись как средство повышения мастерства учителя. В течение одного года разработаны концепции регионального учебного телевидения и информационных обучающих систем нового поколения, начата работа над совершенно новой и необычной концепцией учебника химии для двенадцатилетней школы… Предложив аспиранту или соискателю десять - пятнадцать тем диссертационного исследования, она обычно добавляла: "Ну а себе я еще что-нибудь придумаю".

Мало кто из ученых-педагогов конца XX века может быть назван основоположником новой научной школы. Из химиков - Сергей Григорьевич Шаповаленко, создавший дидактику средств обучения, и Людмила Семеновна Зазнобина, заложившая основы дидактики интегрированного медиаобразования. Именно медиаобразование, интегрирован-ное с базовым, стало смыслом ее последних лет. И как всегда Людмила Семеновна щедро раздавала свои идеи ученикам и сотрудникам лаборатории, которой она руководила долгое время.

Она была удивительным человеком. Тонкий психолог, она видела нас насквозь. От нее ничего невозможно было скрыть: ни плохое, ни хорошее. Каждый день в лаборатории или в экспериментальной школе начинался ее словами: "Как дела дома? Как дети? Как муж (жена)?" Семьи сотрудников и аспирантов были ее семьями, их радости и невзгоды становились ее радостями и невзгодами. Особое удовольствие Людмила Семеновна получала от работы со своими учениками у себя дома. И не потому, что не нужно было ехать через всю Москву в Академию, а потому, что была хлебосольной хозяйкой. Она любила принимать гостей и умела это делать так, что приглашения поработать "у Зазнобиной" ждали, как праздник.

С ней было очень легко работать: все понимающая, всегда внимательно-предупредительная, готовая в любой момент прийти на помощь, Людмила Семеновна была для всех нас действительно родным человеком. Но работать с ней было очень и очень трудно. Трудно смотреть в глаза человеку, когда по твоей вине оказывается под угрозой выполнение плана научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Трудно было слышать, когда в чужих ошибках или не очень красивых поступках Людмила Семеновна обвиняла себя. Она никогда не повысила голос на своих сотрудников, никогда не позволила себе некорректности. Самым страшным наказанием было обращение на Вы и по имени и отчеству. Наверное, поэтому в лаборатории технических средств обучения и медиаобразования не было рядовых сотрудников. Кто-то был гениально умным, кто-то солью Земли, кто-то… Для каждого она умела найти самые добрые слова.

Она была удивительным человеком. Несмотря на нечеловеческую загруженность работой (руководство лабораторией, три диссертационных совета, в одном из которых она - председатель, школа, журнал "Химия в школе"), Людмила Семеновна была любящей, заботливой матерью и бабушкой. Мы знали о ее семье, может быть, немного меньше, чем она о наших семьях: что делает дочь, как сдал экзамены старший внук, что натворил младший…

29 июня 2000 года весь день шел проливной дождь. В этот день мы проводили в последний путь Людмилу Семеновну Зазнобину. Но она навсегда останется в наших сердцах.

 

 

© Web Дизайн Якушина Е. .
© Лаборатория ТСО и медиаобразования ИОСО РАО

 
замена установка дверей петербург цены Сертификация, сертификат ISO в Казане здесь. салат цезарь