Учебная модель сети Интернет

Якушина Екатерина

Для решения проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного "взрыва" необходима актуализация использования средств информационных технологий и усиления роли медиаобразования в формальном (систематическом и оцениваемом) и неформальном (дополнительном, по интересам) образовании (М.В. Рыжаков). В концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе говориться, что одними из целей обучения информатике являются овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Это тесно связано с медиаобразованием, главной задачей которого является использование информации для повышения качества формального образования.

Вопрос этот особенно важен в связи с тем, что информационные и коммуникационные технологии, включая Интернет, постепенно вытесняют традиционные формы коммуникаций. Рост числа находящихся в индивидуальном пользовании компьютеров с одновременным повышением их мощности, расширение и увеличение пропускной способности каналов связи, увеличение объема информации, в том числе и образовательного характера, создание программных продуктов, облегчающих ее поиск и получение, делают Интернет важным фактором информационного взаимодействия. Постепенно к Интернету подключаются общеобразовательные школы, подросткам предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных компьютерных клубах, и происходит это далеко не всегда под контролем взрослых и преподавателей. Учитель уже не может полностью оградить учащихся от сетевого воздействия и научно недостоверной информации, проводя тщательную селекцию информационных сообщений, и, таким образом, создавая искусственный барьер.

Информация, с которой сталкиваются подростки в Интернет, зачастую представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями. Достоверность информации, представленной в Сети, часто не представляется возможным проверить, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Если формальное образование построено на научных принципах, и у человека, получающего такое образование, имеется некоторая культура аргументации, чувство истины и уверенности, то когда человек попадает в Интернет-пространство, играющее роль внеформального образования, твердая почва исчезает. Он начинает видеть мир таким, каким его представляет данный источник информации, особенно если это подросток, который не имеет достаточный уровень образования.

Что надо сделать для того, чтобы школьник смог получать из сети необходимую образовательную информацию и отсекать негативную?

В процессе работы с информацией в Интернете, как и в любом информационном процессе, важны следующие аспекты устройства информации: синтаксический, семантический и прагматический. Это связано с тем, что получение информации из сети Интернет, по сравнению с информационным процессом передачи знаний от учителя к обучаемому, обладает рядом особенностей. Важнейшими из них являются мультимедийная форма представления информации и критерии истинности содержания информации.

Существует значительное число психологических работ доказывающих, что информация, представленная в компьютерном мультимедийном виде, обладает существенно иными свойствами, чем информация из учебников, книг, фильмов и пр. В школе учащихся обучают по хорошо продуманным учебникам, которые имеют четкую структуру, построены на принципах научности. Учебники и книги учат ребенка думать, формулировать то что он узнал, преобразовывать идеи в доводы. С другой стороны, книги не могут вместить в себя живых примеров, не несут видео- и аудиоинформации, то есть несколько ограничены пространственно. Когда мы говорим об обучении с помощью сети Интернет - перед нами открываются возможности получения образной информации, примеров, демонстрации различных опытов и получения самой оперативной информации, которая может быть как полезной так и нет. Образность, как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из общего образовательного контекста, что часто не дает знания и понимания, при мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют никакой структуры. Достоверность информации, представленной в Сети, часто не представляется возможным проверить. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации. Сеть дает возможность найти любую информацию, но вместе с тем представляет опасность для распространения по всему миру лживых утверждений, мошенничества, или других негативов. Для достижения определенных целей применяется воздействие на психику с помощью определенных эффектов (вспышка света, сочетания цвета, звука, символов и др.)

Пользователь Сети самостоятельно интерпретирует полученную им информацию в зависимости от имеющихся знаний, возраста и жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию подростки информацию, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информации, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. Таким образом, пользоваться Интернетом надо учиться. Для этого и необходима разработка того переходного звена, с помощью которого можно будет моделировать учебную деятельность.

Преподаватель может научить подростков медиаобразовательным умениям работы с информацией, объяснять им различия между достоверной информацией и той, которая предлагается в надежде продать тот или иной продукт, предупреждать их, что сведения, которые они могут получить через Сеть, не всегда будут надежными, научить отсекать абсурдную, нелогическую и противоречивую информацию по внешним признакам, совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности и т.д. В этом случае образовательный потенциал Сети может быть реализован и полученная информация может быть направлена на повышение качества формального образования. Для того чтобы повысить качество обучения школьников взаимодействию с Интернетом и использованию его в образовательных целях, можно создать некую модель Интернета и поместить ее на компакт-диск.

Таким образом, обучать можно не на самом Интернете, а на его адекватной модели, включающей в себя все особенности представления информации в сети, интерактивные моменты и т.д. Модель будет построена на принципе доступности (получения и понимания) информации, использование психологических приемов, эффектов (и объяснение их), возможность выбора той информации, которая нравится, игровых моментах.

Устройство модели основано на принципе устройства информации в сети - гипертексте. В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии - веками отработанного средства информационной поддержки образования. Гипертекстовая организация информации подчиняется следующим принципам:

  • свобода перемещения по тексту;
  • сжатое (реферативное) изложение информации;
  • необязательность сплошного чтения текста;
  • наличие справок в структуре информации;
  • использование перекрестных ссылок.

Структура модели построена на следующих уровнях: понимание (примеры, которые призваны вызывать первоначальные ассоциативные связи, создающие эффект "новизны"); знание (понятийная структура учебника представляется на электронном носителе в виде единого гипертекста); умения (наличие различных заданий, которые служат для оперативной проверки знаний); вопрос-проблема (подразумевается активное использование полученного знания, при котором компьютер может использоваться как моделирующая среда); интересные факты; расширение кругозора. На разработанной в процессе исследования модели планируется научить подростков:

  • Определять присутствие в получаемой информации воздействия на психику с помощью определенных мультимедийных эффектов (сочетания цвета, звука, символов и др.)
  • Оценивать информацию с точки зрения ее организации, устройства (логика, структура информационного сообщения; связь фрагментов в единое целое; наличие противоречий).
  • Критически оценивать информацию, думать и учитывать этические аспекты.
  • Отличать корректную аргументацию в информационном сообщении от некорректной (формирование культуры аргументации, закон достаточного основания).
  • Прилагать определенные усилия для того, чтобы обдумать какой-либо довод, обдумывать и оценивать последствия, а не воспринимать и бездумно наблюдать за образами, представленными на экране компьютера, которые могут дать лишь представление о чем-то, но не давать глубоких знаний и понимания.
  • Проверять достоверность информации: наличие выходных данных, ссылки на информационные источники (печатные), опора на собственный опыт и полученные (в школе) знания
  • Использовать дополнительные источники информации по одной и той же рассматриваемой теме для формулирования того, что узнали из конкретного информационного сообщения (предполагаются задания по подбору дополнительного материала, направление детей на использование учебников, книг, которые заставляют учащихся думать, впитать слова и преобразовать их в идеи и доводы).
  • Интерпретировать информацию (зависимость от имеющихся знаний, возраста и жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр.)
  • Разбивать информацию, полученную из Сети на различные типы, систематизировать ее по заданным признакам, раскладывать в папки по определенным критериям (степень соответствия указанной теме, достоверность (критерии достоверности), аргументация и т.д.)

Приемы обучения - концентрация на самой информации. Предполагается, что учащиеся уже умеют пользоваться техническим инструментарием Сети и приобрели необходимые пользовательские навыки. Приведем примеры приемов, используемых в работе

  1. Рассмотрите различные психологические воздействия с помощью сочетаний цвета, формулировок (частота повторения) и т.д. Оцените информацию по внешним признакам.
  2. Обратите внимание на то, что, что не вся информация, представленная в Сети может быть объективной, часть информация направлена на рекламу и продажу тех или иных продуктов. Также часть информации может быть заведомо ложной, негативной, доверять в Сети можно не всем. Для того чтобы избежать манипулированием сознанием, необходимо критически оценивать смысл информационных сообщений.
  3. Для того чтобы самостоятельно сформулировать то, что хотел преподнести нам автор конкретного сайта, подберите дополнительную информацию из трех источников для иллюстрирования материала, представленного на нем.
  4. Для того чтобы использовать информацию с конкретного сайта, продумайте, вся ли информация, представленная на нем может быть использована для цитирования, реферирования. Решите, для какого учебного предмета она подходит.
  5. Просмотрите подобную информацию на нескольких англоязычных сайтах. Понимаете ли вы общий смысл информационного сообщения, представленного там? Опишите в общих чертах смысл данных информационных сообщений.
  6. Для того чтобы понимать информацию в различных формулировках и контекстах, ознакомьтесь с информацией, попробуйте самостоятельно изложить его в другой формулировке. Предложите к ней несколько учебных заданий.
  7. Для того чтобы научиться систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам, вспомните, какие сайты вы посещали на этой неделе? Назовите три самых лучших. Обоснуйте свой выбор. Проранжируйте предложенную информацию по ее социальной значимости.
  8. Для того чтобы дать сравнительную характеристику одной и той же информации, по интересующей Вас теме, но представленной на разных сайтах, используйте для анализа данной темы учебники, книги для чтения, художественные произведения. Составьте сравнительную таблицу.
  9. После ознакомления с информацией на сайте ответьте на следующие вопросы:
  • Раскройте смысл нижеследующего высказывания (сообщения).
  • Согласны ли Вы с данными там утверждениями? Какие факты подтверждают или опровергают их?
  • Дайте ответ, наиболее точно соответствующий вашим собственным позициям по отношению к данной информации. Обоснуйте свой выбор.
  • Изложите ход ваших рассуждений.

В результате подростки научатся отсекать негативную информацию, противостоять манипулированию сознанием индивида, научиться понимать скрытый смысл того или иного сообщения, критически осмысливать информацию и иметь альтернативные точки зрения, самостоятельно формулировать содержание информационного источника, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, изменяя ее объем и знаковую систему, а также использовать полученную информацию в предметах различных школьных курсов.