Использование компьютера в школе. Информационные технологии.

Якушина Екатерина

Все больше и больше школ России оснащаются компьютерными классами. Работа на компьютерах и использование средств глобальных коммуникаций может помочь учащимся гармонично жить и работать в информационном обществе, глубже и разнообразнее познавать окружающий мир и эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал.

К сожалению, о массовом присоединении школ к Сети говорить пока рано, но положительным примером является то, что в Интернет начали входить школы не только столицы, но и других регионов России. Школы из Карелии, Сибири, Дальнего Востока, Томской и Новосибирской области, Уральского региона, Верхнего и Среднего Поволжья, Санкт-Петербурга, получили доступ в Интернет, благодаря финансовой поддержке различных образовательных проектов. В концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе говориться, что одними из целей обучения информатике являются овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (5). Поэтому даже если компьютерные классы в вашей школе еще не подключены к Интернету, и это дело довольно далекой перспективы, тем не менее, игнорировать вопрос обучения школьников работе с информацией, поступающей по телекоммуникационным каналам уже невозможно, так как подросткам предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных компьютерных клубах, в Интернет-кафе.

Существуют различные возможности использования компьютера в школе (7):

  • Организация учебного процесса (подготовка расписаний, электронных документов, баз данных по школьникам, учителям, родителям и т.д.).
  • Подготовка учебных пособий.
  • Обучение пользователей ПК для решения прикладных задач, обучение основам программирования, дизайна, компьютерному моделированию.
  • Компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ. Недостатки - игнорирование дидактического принципа доступности.
  • Компьютерный контроль знаний учащихся. Контролирующие программы совмещаются с обучающимися. Главный недостаток - несоответствие предъявляемых ученику требований уровню его подготовки. Это может создать "ситуацию неуспеха" и снизить мотивацию к учению.
  • Использование компьютера для получения и работы с информацией из сети Интернет.
  • Создание и работа со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.

Остановимся немного подробнее на последнем пункте. Например, в связи с занятостью родителей, можно всегда ввести их в курсе дела школы, где учится их ребенок. С помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки смогут посещать какие-то занятия дистанционно, учителя узнавать о предстоящих педсоветах, вывешивать там информацию о проводимых конференциях, публиковать свои методические наработки и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы для ребенка - родителям не надо будет тратить много времени в поисках школы, а лишь познакомиться со школьным сервером и просмотреть сетевые рейтинговые службы различных типов, которые отражают качество обучения в школах, лицеях и гимназиях. Также школьные сайты - это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся, способ самореализации подростков.

Для того чтобы эффективность обучения с помощью компьютеров была достигнута, необходимо поставить задачи, для чего именно эти компьютеры приобретаются, произвести серьезный анализ загрузки техники. Факт многочасового простоя техники в школе - самая обычная ситуация на сегодняшний день. Также для школ характерен неадекватный задачам выбор техники и программного обеспечения.

Развитие глобальных информационных сетей, в свою очередь, требует организации весьма специфичной коммуникативной деятельности школьников с использованием современной техники. Поэтому очень важен вопрос возможности подключения и работы в сети Интернет. Причем, если у вас нет возможности подключить к Сети весь компьютерный класс по финансовым соображениям, то можно добиться подключения хотя бы одного компьютера (например, в учительской) и использования его для приема сообщений электронной почты и скачивания на локальный диск сайтов образовательного содержания для последующей работы с ними в компьютерном классе.

Существуют специально приспособленные программы, которые предназначены для "переписывания" из Интернета сайтов целиком. Затем учитель вместе с учащимися открывают эти сайты в программах просмотра в компьютерном классе и работают с ними. Создается иллюзия работы в Сети, с помощью которой учитель может разбирать основные приемы подачи информации в Интернет, психологические эффекты, дает представление о том, как научиться воспринимать информацию из Сети целиком, а не фрагментарно, так как представлено в программе просмотра, учит отличать негативную информацию по внешним признакам, отделять корректную информацию от некорректной. Таким образом, учитель обучает учащихся необходимому комплексу индивидуальной информационной защиты от негативного воздействия информационных технологий, с которыми учащийся сталкивается или еще столкнется в своей жизни, развивает критическое и аналитическое мышление.

Я рекомендую использовать в своей работе с детьми сайт "Школьный сектор Интернет проекта "Гармония"", который находится в Интернете по адресу http://school-sector.relarn.ru/ Там можно найти информацию о различных образовательных проектах, тематические чаты (общение с помощью текста в реальном времени), архив телеконференции "Педсовет по средам" и много другой полезной информации. А на "Педсовет по средам" полезно и подписаться - тогда по электронной почте вам будут приходить последние новости из области образования и Интернет, условия конкурсов для детей, и много другого, что может пригодиться вам в вашей работе. Электронный адрес "Педсовета" - pedsovet@ioso.ru

Подключение и использование Сети в разных городах и регионах России позволит объединить отечественные городские и сельские школы, образовательные учреждения других стран между собой для достижения единой образовательной цели, для контакта со специалистами в изучаемых областях. Даже если вы имеете только электронную почту, это не страшно. К примеру, во многих типах проектов почты вполне достаточно - по ней получают информацию о проекте и отправляют результат работы, использование всех информационных ресурсов не предусматривается. Важно то, что к образовательному проекту может подключиться ребенок самостоятельно, если он обучен работе с сетевой информацией и обладает умениями использования технических средств. Вся проектная деятельность направлена на ученика, точнее ребенка вообще, и не столь важно, пересекается он с ней в школе, центре детского творчества или дома. Если ребенку интересно поучаствовать, то формальных ограничений нет. В таком случае ребенок выходит на новый, более высокий уровень работы с Интернетом, проявляется его социальная активность, он сам начинает рассматривать Сеть как инструмент познания и саморазвития.

В связи с использованием новых Интернет-технологий возможен пересмотр и изменения целей, содержания обучения, возрастает роль интегрированных знаний. Потребуются новые условия организации занятий, которые не будут замыкаться в рамках классно-урочной системы. При обучении подростков работе с информационными технологиями в Интернете используются как традиционные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, дополняя использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов, так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д., которые нельзя будет ограничивать пределами кабинетной системы, которая неизбежно претерпит определенные изменения (4, с.19; 2, с.150). Форма организации учебного процесса практически индивидуальная, занятия проводятся в малых группах, каждый учащийся сидит за персональным компьютером. Общение детей в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Опыт показывает, что уже делается попытка интеграции имеющегося в Сети материала в учебные предметы, создание веб-квестов как результатов коллективной поисковой и образовательной деятельности учащихся, наполнение Интернета содержанием образовательного плана и привлечение подростков к работе в квестах.

Недостатки и проблемы - отсутствие четко отработанных методик, недостаточное техническое оснащение, загруженность учителей, трудность придерживаться временных рамок, внедрение Интернет-технологии в строгую поурочную систему. Поэтому, особую роль играют методические приемы, а также позиция преподавателя по организации деятельности всех этапов обучения: введение школьников в интерактивную среду, постановка проблемных ситуаций, формирование мотивов деятельности и развитие познавательных интересов, творческого мышления и воображения учащихся, роли интегрированных знаний и медиаобразовательных умений, социальной и общественной направленности, осознание учащимися необходимости получения знаний, учет особенностей группы. Универсальных решений на все случаи жизни нет, и многое зависит от преподавателя. Сумеет ли он заинтересовать школьников, мотивировать работу, учитывая их психологические и возрастные особенности, привлечь к работе других школьников в Сети, направить их в определенное образовательное русло и грамотно распространить опыт.

Разработанная нами методика предполагает поэтапное обучение (три этапа) подростков взаимодействию с информацией, полученной из сети Интернет: обучение пользовательским навыкам на основе тем, которые их интересуют; визуальное восприятие информации с учетом психологических особенностей ее представления, обучение приемам работы с информацией, направленных на вычленение из огромного объема информации, представленной в сети, той, которая может быть использована в образовательных целях в рамках общего среднего образования и отсекания ненужной и негативной. Для дополнения знаний детей, получаемых из Интернета на основе образов (специфика представления информации в Интернете), предполагаются конкретные задания по подбору дополнительного материала к рассматриваемой в Сети проблеме, направление детей на использование других источников информации, учебников, книг, которые заставляют учащихся думать, впитать слова и преобразовать их в идеи и доводы. С помощью этих приемов дети учатся формулировать то, что узнали. Учащимся предоставляется возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выбору способов поиска информации в соответствии с имеющимися и полученными на занятиях медиаобразовательными умениями:

  • умения находить информацию в различных источниках;
  • систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, отчленять его от "белого шума", устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации;
  • умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
  • умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника;
  • отличать корректную аргументацию от некорректной, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них;
  • самостоятельно трансформировать, представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

На первом этапе подростки проявляют интерес ко всему, пытаются осуществлять самостоятельный бессистемный информационный поиск в Сети по своим интересам, но им не хватает знаний. Общая методическая установка состоит в корректном опосредовании со стороны взрослого работы подростка за компьютером. Ведущий не подавляет интерактивность детей при работе с техническим средством, а наоборот, вводит подростков в интерактивную среду Интернет, дает им первоначальные умения работы в Сети. Главное то, что при этом учитель должен дать ребенку понять, что он, с очень большой вероятностью, попадая в информационный мир, попадает под информационное воздействие информационных технологий. На первом этапе преподаватель объясняет, каким образом осуществляется воздействие на человека (воздействие на подсознание людей с помощью специальных психологических приемов, которые можно показать на примере рекламы: многократная прокрутка одного и того же, цветовое воздействие и т.д.), показывает, что это воздействие не нейтрально, как кажется с первого взгляда. Учащиеся должны хорошо понимать, что в какой-то момент может быть лучше просто выключить компьютер.

Второй этап обучения носит характер целенаправленных проб. Начинается он, как правило, с бессистемного поиска. Часто у подростков есть первоначальные умения работы в Сети, они выступают как потребители информации. На втором этапе обучения нами намечена стратегическая цель - обучить подростка целенаправленному поиску информации различными способами и научить оценивать информацию с точки зрения ее организации и устройства. Преподаватель стремится обучить школьников главным правилам работы в Сети, использованию поисковых систем и каталогов, демонстрирует обучающимся "неоткрытые" возможности поисковых систем с учетом личных интересов каждого, дает им представление обо всей палитре информационных ресурсов Интернет. Но основное внимание уделяется формированию умений работы с информацией и инструментарием Сети с помощью различных приемов и заданий, применимых к каждой конкретной группе учащихся. Сюда входит изучения синтаксического плана функционирования информации, логики ее построения, структуры, обучение умениям отделять аргументацию научную, корректную от некорректной. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у человека, получающего формальное образование, имеется некоторая культура аргументации. В Интернет, как правило, человек часто сталкивается с научно-недостоверной информацией, предназначенной для манипулирования сознанием человека, картина мира искажается. Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, Интернету свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией - недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации - селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок. Еще один способ манипулирования сознанием в рекламе заключается в неточном переводе текста рекламы с иностранного языка. В результате появляются слова - гибриды, похожие на научные термины, которые оказывают на потребителя информации магическое действие (3). Также важен вопрос об аргументации информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой. Наиболее распространенными непроизвольными способы защиты и опровержения являются: доводы к личности, к публике, аргументы к авторитету, сведение к абсурду выдвинутого положения, двойственная оценка одного и того же, бездоказательная оценка утверждений противника, аргументы к жалости, аргументы к силе, подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его, принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь, поспешное обобщение, аргумент к тщеславию и т.п. (6, с 117) Обучив подростков на втором этапе пониманию организации информации в данном ключе, появляется возможность скинуть балласт и критически оценить информацию. Школа обучает подростка некой культуре взаимодействия с информацией, но в Интернете на нее давит пресс. После освобождения человека от этого пресса, выступает семантическая оценка, та, которая заложена в школе. Приведем примеры некоторых приемов и заданий, предусмотренных методикой обучения подростков работе с информацией в сети Интернет.

Поиск информации:

  1. Прежде чем начать поиск в Сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет "не сбиться с курса".
  2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удержаться в рамках определенного времени. В этом пользователю сможет помочь будильник или таймер.
  3. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:
    • подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме;
    • составить список используемых поисковых систем и каталогов;
    • составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме;
    • подобрать информацию по данной теме;
    • предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме.
  4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, или же добавлять их в список "закладок", который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз можно будет вернуться к ним.
  5. Лучше всего изучить интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в Сети.

С помощью этих приемов подростки обучаются работе с поисковыми системами и каталогами, со ссылками и баннерами, знакомятся с навигацией в Интернет. Подростки вырабатывают свои индивидуальные системы поиска информации из ряда предложенных им. Они могут использовать разные способы поиска в различных поисковых системах, не тратя время на выбор и изучение самой поисковой системы и выбор приемов, а уделяя внимание работе с текстом, путешествию по гипертекстовым ссылкам одного направления. Работа с поисковой системой не должна быть самоцелью, а должна выступать как инструмент поиска. Работа с информацией. Большая роль в обучении уделяется медиаобразовательным требованиям к информации: умению критически оценить смысл того или иного сообщения и интерпретировать его; а также закрепить полученные знания по технологиям, инструментам поиска и представления информации. Процесс отбора и критического осмысления получаемой информации имеет огромное значение в связи с тем, что дети могут в процессе поиска натолкнуться на информацию различного рода. Роль преподавателя - не только направлять их и оградить от негативного влияния, но и научить необходимым медиаобразовательным умениям, обладая которыми дети смогли в дальнейшем осуществлять индивидуальную информационную защиту.

Приемы обучения - концентрация на самой информации. Предполагается, что учащиеся уже умеют пользоваться техническим инструментарием Сети и приобрели необходимые пользовательские навыки. Приводим примеры приемов, используемых в работе

  1. Первичная оценка информации по внешним признакам. Рассмотрите различные психологические воздействия с помощью сочетаний цвета, формулировок (частота повторения) и т.д.
  2. Обратите внимание на то, что, что не вся информация, представленная в Сети может быть объективной, часть информация направлена на рекламу и продажу тех или иных продуктов. Также часть информации может быть заведомо ложной, негативной, доверять в Сети можно не всем. Для того чтобы избежать манипулированием сознанием, необходимо критически оценивать смысл информационных сообщений.
  3. Для того чтобы самостоятельно сформулировать то, что хотел преподнести нам автор конкретного сайта, подберите дополнительную информацию из трех источников для иллюстрирования материала, представленного на нем.
  4. Для того чтобы использовать информацию с конкретного сайта, продумайте, вся ли информация, представленная на нем может быть использована для цитирования, реферирования. Решите, для какого учебного предмета она подходит.
  5. Просмотрите подобную информацию на нескольких англоязычных сайтах. Понимаете ли вы общий смысл информационного сообщения, представленного там? Опишите в общих чертах смысл данных информационных сообщений.
  6. Для того чтобы понимать информацию в различных формулировках и контекстах, ознакомьтесь с информацией, попробуйте самостоятельно изложить его в другой формулировке. Предложить к ней несколько учебных заданий.
  7. Для того чтобы научиться систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам, вспомните, какие сайты вы посещали на этой неделе? Назовите три самых лучших. Обоснуйте свой выбор. Проранжируйте предложенную информацию по ее социальной значимости.
  8. Для того чтобы дать сравнительную характеристику одной и той же информации, по интересующей Вас теме, но представленной на разных сайтах, используйте для анализа данной темы учебники, книги для чтения, художественные произведения. Составьте сравнительную таблицу.
  9. После ознакомления с информацией на сайте ответьте на следующие вопросы:
  • Раскройте смысл нижеследующего высказывания (сообщения).
  • Согласны ли Вы с данными там утверждениями? Какие факты подтверждают или опровергают их?
  • Дайте ответ, наиболее точно соответствующий вашим собственным позициям по отношению к данной информации. Обоснуйте свой выбор.
  • Изложите ход ваших рассуждений.

На третьем этапе обучения школьники закрепляют полученные умения и на их основе используют индивидуальную сформированную систему поиска и аналитической работы с информацией. Третий этап рассмотрен как некоторая перспектива, которая включает в себя осознанный поиск информации с высокой мотивацией, носящий пользовательский характер. Ему присуще целенаправленное использование компьютерной сети, ее информационных ресурсов в соответствии с образовательными целями и задачами, а также интеграция информации из Сети в учебные предметы. Наиболее продуктивными и перспективными направлениями использования Интернет подростками являются: межличностное общение, общекультурное развитие, профориентация, поиск дополнительной информации по различным учебным дисциплинам, ознакомление с учебно-образовательными проектами, поиск нужных компьютерных программ, просмотр и анализ школьных страничек, самостоятельное изготовление web-сайтов. В связи с тем, что подростки интересуются способами представления информации, разработан дополнительный курс по изготовлению web-страниц, основная цель которого показать, что web-дизайн должен стать не целью, а средством, которое можно успешно применять в образовании. Акцент сделан на структурный и содержательный аспекты представления информации. С помощью специальных приемов подростки учатся правильно представлять информацию.

Представление информации. Рассмотрим несколько примеров приемов и заданий, которые даются детям на этом этапе обучения.

  1. При разработке веб-страниц первым делом решите для себя, что вы хотите сказать своей страницей, выработайте ее концепцию. Структуру и содержание. Затем приступайте к выбору дизайнерского решения.
  2. Для создания тематического веб-квеста необходимо длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию. Составляйте тематическую подборку информационных материалов по выбранной теме из различных сайтов, обязательно дополняйте ее информацией из газет и журналов. На основе просмотренных вами различных видео сюжетов по данной, составляйте к ним краткие описания, свои комментарии и задания. Это также дополнит квест содержательной информацией. Попробуйте проиллюстрировать найденную вами в различных источниках информацию рисунками или комиксами.
  3. Для того чтобы представленная в Сети информация имела высокий уровень, необходимо научиться трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена. В качестве приемов обучения можно предложить подросткам изложить предложенную информацию в форме послания в будущее, в прошлое, в жанре публикации в "Аргументах и фактах", или "Московском Комсомольце", изменить информацию таким образом, чтобы она стала доступной малышу.
  4. Как при создании веб-квестов, так и при общении в Сети необходимо понимать цели коммуникации, направленность информационного потока, уметь аргументировать собственные высказывания. Приемы обучения в данном случае следующие: проанализируйте информацию на пяти, схожих по тематике (тема определена) сайтов и определите, кому какая информация адресована, обоснуйте свое предположение. Измените ее с учетом предложенного вам адресата. Для того чтобы четко иметь свое мнение по поводу той или иной информации, знакомьтесь с информацией и комментарием к ней. После этого ответьте на вопрос, согласен ли вы с комментарием. Обоснуйте свою позицию.
  5. Приемы по обучению работе с информационными сообщениями, включающие обучение умениям находить и исправлять ошибки, составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию, следующие. После ознакомления с полученной информацией проделайте следующие действия:
    • Внимательно посмотрите, содержит ли она какие либо ошибки?
    • Внесите предложения по их исправлению.
    • Составьте рецензию полученного информационного сообщения
    • Составьте анонс информационного сообщения
    • Составь план, по которому можно воспроизвести его главную мысль.
    • Составь план, по которому можно воспроизвести сюжет.
  6. При изготовлении веб-квестов и сайтов в Интернет очень важно обладать умениями извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме.

Итак, третий этап можно считать осознанным удовлетворением информационных потребностей средствами Интернета, переходом к созданию собственной информации и распространению ее по Сети.

Поощряя использовать Интернет для того, чтобы находить различную информацию и работать с ней, преподаватель заставляет учащихся думать, критически подходить к информации, учитывать этические аспекты и т.д. "Сеть это инструмент, ценный для тех, у кого есть стремления и интеллект" (2). Позиция преподавателя - не навязывание подросткам определенного способа действий, а помощь в определении своего собственного, наиболее отвечающего их индивидуальным возможностям, направление учащихся на самостоятельную работу с информационными сообщениями, использование медиаобразовательных умений критического осмысления и интерпретации информации. Преподаватель дает детям полное связанное представление о мире, взаимодействуя с ними, направляя и поощряя их познавательный интерес, развивая их информационную культуру (1). В результате, учащиеся самостоятельно приходят к тому, что овладев определенными информационными умениями, они могут найти в Интернет много информации, необходимой им в учебной деятельности и отсечь ненужное, весь "мусор", которого там достаточно. Подростки применяют свои умения в полезных, с точки зрения образования, целях. Таким образом, образовательный потенциал Сети отражается во взаимодействии участников телекоммуникационного процесса.

Литература

  1. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. - 1998. - № 6-8. - С. 39-50.
  2. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
  3. А.А. Журин. Научно недостоверные сообщения средств массовой информации и обучение химии.
  4. Зазнобина Л.С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гума-нитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. - М., 1999.
  5. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе. // Информа-тика и образование. - 2000. - № 2. - С. 17-22.
  6. Мозолин В.П. Учебно-информационная среда в телекоммуникационном обучении. - Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского университета. 2000. - 132 с.
  7. Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). - М.: Перспектива, 2000. - 78 с.
  8. Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Делаем Web-страничку. - СПб.: Питер-пресс, 2000. -256 с.
  9. Якушина Е.В. Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети Интернет //Сб. материалов научно-практической конференции молодых ученых "Педагогические технологии в средней общеобразовательной школе: проблемы и перспективы". - М., 1999. - С. 65-69.