Характеристика образовательного пространства Интернет

Якушина Екатерина

Сообщество компьютерных сетей Интернет - огромное информационное пространство, которое становится все более доступным широкому кругу пользователей. Оно объединяет уже около 100 миллионов компьютеров и приблизительно 60 тысяч сетей. Интернет растет и развивается очень быстро.

Рассмотрим задачи, которые уже решаются и могут быть решены в Сети. Существует мнение, что в Интернет прослеживается две тенденции наполнения Сети содержанием. Первая тенденция связана с тем, что Сеть удовлетворяет утилитарные, коммерческие подходы. Это популярные сервера для каждого желающего, а также различные электронные магазины и реклама. Предложение, в данном случае, формирует спрос. Вторая тенденция связана с совершенствованием этой системы для профессиональных пользователей, образования и науки, представления Интернет как научного и образовательного информационного пространства.

Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации, находящейся в Сети. Достоверность этой информации является уникальным прецедентом в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. Это является одной из проблем, решением которой может явится объяснения преподавателя, предупреждающего, что сведения, которые учащиеся могут получить через Сеть не всегда будут надежными, что есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт.

Гипертекстовый формат представления информации в Сети позволяет существовать в одном документе текстовой, и мультимедийной информации. Проблема заключается в том что образность, как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из образовательного контекста, часто не дает знания и понимания. В отличии от книги, которая заставляет думать, преобразовать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено. (1, с.136). В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности, только в этом случае образовательный потенциал Сети может быть использован полностью. Коснемся содержания информации в Сети, а конкретно той ее части, которая может иметь отношение к образованию. В Интернет активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые могут быть полезны для образования. В качестве примеров приведем официальные сайты российского образования http://www.school.edu.ru, сайты региональных образовательных сетей http://www.karelia.ru:8083/karelia/education, сайты школ http://www.belti.msk.ru/vt/sch172, учебных центров и высших учебных заведений http://www.students.ru, библиотеки http://www.gnpbu.ru, энциклопедии (http://www.encyclopedia.ru, электронные журналы, уникальные виртуальные музеи произведений искусства http://www.museum.ru, тематические образовательные веб-сайты http://www.yamal.org/ook. Данные сайты служат хорошим справочным материалом, важным критерием которого является надежность и постоянное обновление информации. В дальнейшей разработке нуждается создание единой системы и технологии создания образовательных и школьных сайтов (взаимодействие учеников-учителей-родителей, наличие определенной структуры, образовательного содержания).

Большую роль в формировании дидактического потенциала Сети играют так называемые веб-квесты, которые подготавливаются учащимися и служат для решения конкретных образовательных задач. Веб-квесты "разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе" (3, с.100.) Особенность квестов в том, что материал для работы учащихся находится на различных сайтах.

В Сети могут быть решены задачи интеграции информации в школьные курсы, повышение социальной и коммуникативной активности учащихся, творческой самореализации. Но вместе с тем увеличивается роль техники и новых информационных технологий. Уровень технологии определяется техническими данными (скорость канала, компьютеры), плюс способности, умения человека работать с новыми программными средствами и информацией. Для решения задач возникает необходимость специального обучения этим технологиям с применением новых организационных форм и проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные), которые не ограничены рамками урока, факультативных занятий (2, с.19).

Дидактический потенциал раскрывается не только в том, что Интернет является источником образовательной информации, но и в том, что выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в решении конкретных задач. Работа с информацией и средствами становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры.

Роль преподавателя тесно связана с формированием информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как часть интеллектуальных умений, решения медиаобразовательных задач. Только в том случае, если преподаватель обучит ученика многообразным и обширным знаниями, медиаобразовательным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни.

Итак, образовательное пространство сети Интернет характеризуется содержанием информации, находящейся в Сети, задачами там решаемыми, уровнем технологии и информационной культурой пользователя. Отмечается необходимость специального обучения подростков для более широкого информационного пространства Интернет в образовательных целях.

Литература

  1. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
  2. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования. - М.: УРАО, 1998. - 203 с.
  3. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной деятельности в регионах. - М.: ЮНПРЕСС, 1999. - 225 с.