Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети Интернет.

Якушина Е.В.

Темпы информатизации современного общества, все более широкое использование им компьютерных и сетевых технологий, выдвигают требования к освоению их основ детьми, начиная со школьного возраста. Так как работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности, стратегия и тактика обучения подростков работе в сети Интернет и целенаправленному поиску информации представляет собой актуальную педагогическую задачу.

На занятия в один из компьютерных клубов приглашались все желающие поучиться работать в Интернете. Нами был составлен социальный портрет подростков, проявивших интерес к обучению работе в сети. Семьи, из которых эти дети происходили, оказались очень сходными в некоторых своих чертах. Из двенадцати детей, пришедших на занятие, все имели братьев и сестер (в одной из семей было даже четверо детей), дома есть атрибуты растущего благосостояния - видеомагнитофоны, по два-три телевизора, автомобили, а также компьютеры. Можно сказать, что дети принадлежат к семьям, чьи родители смотрят в будущее с оптимизмом и прямо или косвенно готовят своих детей к жизни в высокотехнологическом обществе. Детям предоставляется большая свобода в проведении досуга, возможно, из-за большой занятости родителей, и ребенок остается с компьютером один на один, испытывая потребность в поддержке со стороны взрослых и специальном обучении.

Информационное окружение детей довольно насыщено (телевидение, видео, газеты и журналы, большие, по мнению детей, библиотеки). Многие интересуются техническими и информационными новинками, но также и не отказываются от прочтения художественной литературы, классики. Подростки полагаются на групповые интересы: весь класс может смотреть один и тот же сериал, играть в одну и ту же компьютерную игру, читать один и тот же журнал. В целом за просмотром фильмов подростки стали проводить меньше времени. Прослеживается появление новых увлечений, связанных с развитием технических средств, например, работа на компьютере. Предпочтение все-таки, в первую очередь, отдается компьютерным играм. К Интернету первоначальный интерес подстегивается подростковой модой и "кайфом" от работы за терминалом, затем подросток окунается в море информации, которая оказывается более привлекательна тем, что дает возможность удовлетворить конкретные информационные интересы, а не впитывать то, что навязывает телевидение, радио и видео.

Итак, подростки окружены информацией и техническими средствами для ее получения, вовлечены в этот процесс, но в целом использование информации носит развлекательный характер. Также, в связи с занятостью их родителей, которые поглощены работой, подростки восполняют дефицит общения неумеренным потреблением информации.

Общая стратегия проведения первых занятий состояла в том, чтобы предоставить подросткам возможность осуществлять самостоятельный информационный поиск в Интернете. Постепенно, только если это было необходимо для решения поисковой задачи, и подростки сами проявляли беспокойство - спрашивали у своих сверстников, обращались за помощью к ведущему занятия. Таким образом, общая методическая установка состояла в корректном, непроизвольном опосредовании со стороны взрослого работы подростка за компьютером. Компьютер, в таком случае, являлся только средством решения практических задач, а отнюдь не целью, следовательно, обучение носило маргинальный, подчиненный характер; взрослый не занимал доминирующую позицию по отношению к ребенку, как это бывает в условиях традиционного школьного обучения; подросток испытывал субъективное удовлетворение от процесса обучения и мог самостоятельно ставить и решать поисковые задачи, взрослый поощрял ученика, включался с ним в обсуждение в сложных ситуациях, интересовался и отслеживал его успехи, но ни в коем случае не впадал в сухую дидактику. (Такая установка на обучение детей работе на компьютере реализована в программе “Пятое измерение” (М.Коул)

На первом этапе представления детей об Интернете были довольно расплывчаты. Работа с поисковыми системами напоминает, по их словам "…работу с большим справочником, только справочников нужно миллиарды, а тут только один компьютер и океан информации”. Подростки стремятся получить как можно больше информации, не желая ее критически переработать, просматривают все подряд, пробуя различные поисковые системы. В этом смысле первый этап работы в Интернете носит ориентировочный характер. Вначале проявляются субъективные модели работы ребенка с другими источниками информации: Интернет просматривается как модный журнал для подростков типа "Cool", интерес проявляется к эстрадным исполнителям, популярным зарубежным группам, красивым баннерам. Если для подростка важным оказывается функционирование информации в среде его сверстников, то наблюдается "застревание" на chat'е (текстовый “разговор” в реальном времени).

Тематический разброс на первом этапе был весьма широким (от домашних кошек до футбольных команд), проявлялись неформальные (внешкольные) интересы подростков. Процесс поиска носил стихийный, нецеленаправленный характер, часто внешне был мотивирован подражательством - попробовать найти то же, что уже "висит" на экране у соседа. Если же подросток проводил поиск самостоятельно, то он носил характер проб и некритически оцениваемых ошибок. Поэтому цель превого этапа - посмотреть необходима ли помощь подростку для упрощения ориентации в сети была достигнута - подростки действительно нуждались в такой помощи.

В процессе проведения первого этапа обучения выявился ряд проблем, которые необходимо стало решить на втором этапе.

Первая проблема - временное пространство. Занятие длилось 1.5 часа, но в конце занятия некоторых подростков ждало разочарование в том, что многое не найдено из-за временных рамок. Или же долгожданный материал приходится откладывать его на следующий раз, внося в систему “закладок”, которые существуют в меню программ просмотра.

Вторая проблема состоит в том, что о существовании некоторых приемов поиска информации подростки просто не догадываются и не знают как спросить о них. В связи с этим возникает необходимость учить поиску информации специально. (Основные приемы обучения второго этапа отражены в книге “Интернет для школьников и начинающих пользователей», Е.В. Якушина, М., «Аквариум», 1997.)

Второй этап радикально отличался от первого по всем означенным критериям. Формирующий эксперимент состоял в демонстрации обучающимся “неоткрытых” возможностей поисковых систем с учетом характера обучения каждого из наших учеников. В ходе эксперимента главным оставалась стратегичесая цель научить подростка целенаправленному поиску информации различными способами. Для этого необходимо было привить обучаемым навыки работы с различными поисковыми системами и каталогами. Для этого подросткам разъяснялись частные приемы работы и технологии поиска с целью усвоения определенных принципов и формирования навыка работы с ними, давались конкретные задания. В процессе занятий учащимся были предложены некоторые эмпирически проверенные на другой аудитории практические технологии поиска, которые помогают структурировать время (таймер), внимание (тема, написанная на бумаге) и т.д.

  1. Прежде чем начать поиск в Сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет “не сбиться с курса”.
  2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удержаться в рамках определенного времени. В этом пользователю сможет помочь будильник или таймер.
  3. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, а в крайнем случае, добавлять их в список “закладок”, который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз можно будет вернуться к ним.
  4. Лучше всего изучить интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети.

На первом этапе обучения подростки осваивали только Всемирную Паутину. На втором этапе у них стали возникать вопросы, какие еще ресурсы Интернет существуют. В качестве цели обучения появляется расширение репертуара, использование новых интерактивных ресурсов.

Подросткам были даны представления о ресурсах Интернет, на компьютере показывались специальные программы для использования ресурса и основные принципы их работы (NETTERM, CuteFTP, Outlook Express и т.д.). Не ставилась цель основательно научить подростков пользоваться конкретными программами, а ставилась цель показать для чего они используются. После проведения какого-то количества времени в системе WWW подростки начали интересоваться способами представления информации, устройством Паутины.

В процессе обучения детям демонстрировались таблицы. На первой наглядный образ - облако, символизирующие Интернет (компьютерные сети). На второй иллюстрация информационных рессурсов, на третьей - терминология “Всемирной паутины”. Образ облака возник как нечто символизирующее размытость границ, изменчивость формы, символ бесконечности, хаотичности, гибкости. Таблица динамическая: каждое маленькое облачко с термином можно было снять с большого, прочитать на обратной стороне описание. Целью демонстрации пособия было формирование у детей представления об Интернете, как о сообществе различных компьютерных сетей всего мира, показать и рассказать об основных ресурсах, терминах, а также закрепить полученные знания.

Следует заметить, что все темы и этапы занятий предлагались подросткам по мере возникновения у них интереса к проблемам, а не навязывались им определенной программой. Эффективную роль в освоении тем сыграло использование наглядных пособий, к ним учащиеся обращались постоянно, в течение всех последующих занятий. Занятия проводились целенаправленно и активно, в жанре свободного обсуждения.

Итак, в процессе общего ознакомления с технологическими основами для подготовки к дальнейшей работе с компьютерной сетью как средством получения, использования и представления информации, было важно познакомить обучаемых со специальной терминологией и сетевыми ресурсами. На этом этапе школьники должны были освоить главные правила работы в сети, иметь представление обо всей палитре информационных ресурсов Интернет, обладать навыками использования поисковых систем и каталогов.

После завершения второго этапа обучения подростки получили все необходимые знания, а также выработали свои индивидуальные системы поиска информации из ряда предложенных им, научились решать одну задачу различными способами. Изменилось также общее представление об Интернете.

Третий этап рассматривается как некоторая перспектива и включает в себя осознанный поиск информации. Все больше и больше компьютеров, подключенных к сети Интернет появляются у подростков дома, подключаются к Интернету и школьные компьютерные классы. К сожалению, о массовом подключении российских школ к сети говорить пока рано, хотя московские школы уже начали получать Интернет бесплатно.

Третий этап характеризуется высокой мотивацией поиска информации и носит не обучающий, а пользовательский характер. Для него характерно целенаправленное использование компьютерной сети ее информационных ресурсов в соответствии с образовательными целями и задачами.

Вот несколько аспектов использования сети Интернет подростками на третьем этапе: общее развитие, интерес; поиск учебной информации; общение; учебно-образовательные проекты; выбор дальнейшего образования, профориентация; просмотр и анализ школьных страничек; самостоятельное изготовление web-страничек; поиск нужных компьютерных программ.

Очень важно, чтобы работа детей в сети пересекалась со школьным обучением, способствовала переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Школа ставит перед учащимися познавательные задачи, информационная система World Wide Web должна рассматриваться как один из источников решения этих задач. Если в школах будут ставится конкретные цели для поиска информации в сети (написание рефератов, и т.д.), тогда он будет способствовать достижению образовательных целей. Если ребенок, придя домой с занятия, будет иметь возможность подкрепить полученные знания на собственном компьютере, подключенном к Интернету, то эффективность обучения будет значительно увеличена.

Итак, на первом этапе подростки только начинают ориентироваться в проблемах поиска информации через поисковые системы, на втором приобретают навык с помощью преподавателя, на третьем закрепляют полученные навыки и используют индивидуальную сформированную систему поиска информации на основе этих навыков.