<---

Журин А.А.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ

Особенности химии как науки и как учебного предмета накладывают серьезные ограничения при дистанционном обучении.

Уже на первом уроке в 8 классе мы знакомим учащихся с предметом химии: вещества, их строение и превращения, способы получения и применения человеком. С точки зрения химической науки такое определение предмета химии является не совсем корректным, но на том уровне знаний о веществе, который имеют восьмиклассники, давать современное определение предмета данной науки, не представляется возможным. Тем более, что определение, приводимое в школьных учебниках химии, по сути своей не вступает в конфликт с академическими определениями: ключевые слова остаются прежними — «вещество» и «реакция». Не случайно два центральных блока в Государственном образовательном стандарте по химии называются именно так.

Исторически изучение свойств веществ начиналось с наблюдения и описания чисто физических явлений, которые всегда сопровождают химические реакции: изменение окраски, запаха, агрегатного состояния, выделение или поглощение тепла и т.д. — т.е. всего того, что сегодня в школьных учебниках называют признаками химических реакций. Многовековая история химии: с момента ее зарождения в античности до XIX столетия — это история описательной науки. И хотя сегодня химия относится к сильным в гносеологическом плане наукам, школьная химия во многом остается описательной. Да и трудно требовать от восьмиклассника знания и (главное!) понимания сложных законов современной химии, требующих к тому же серьезных знаний математики. Для школьника, переступившего порог кабинета химии, на первом месте оказывается непосредственное действие с веществом: смешать, поджечь, может быть, даже взорвать. Многочисленные попытки «теоретизировать» начальный курс химии успешно провалились, т.к. учащиеся быстро теряли интерес к новому учебному предмету, для изучения которого оказывается вполне достаточным учебника (дома и на уроке), мела и доски (на уроке). Чрезмерное увлечение составлением формул и уравнений реакций, за которыми ученик не видит вещества и его превращений, часто является причиной потери интереса к химии.

Таким образом, если мы хотим уничтожить стремление ученика к изучению химии, достаточно убрать из курса то, что обычно называют практической частью: демонстрационный и ученический эксперимент, «который является своеобразным использованием в обучении экспериментального метода, широко применяемого в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущности химических процессов и условий их протекания. Эксперимент является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность» [2 , с. 282].

Заочные формы обучения, в том числе и дистанционное обучение, в первую очередь сталкиваются именно с этой проблемой — проблемой организации и проведения химического эксперимента обучающимися. Ряд опытов можно провести дома, т.к. они не требуют использования  труднодоступных веществ и безопасны для начинающего экспериментатора. В подавляющем большинстве случаев учащиеся должны иметь дело или с агрессивными веществами (концентрированная уксусная кислота, например), или с ядовитыми (медный купорос), хотя их можно свободно приобрести в магазине. Так появляется еще одна проблема дистанционного обучения химии — проблема безопасности.

Отметим еще одну трудность, которая подстерегает разработчиков дистанционного курса химии. В настоящее время обучение химии в школах ведется по разным программам и, соответственно, по разным учебникам. Часть авторов предлагает свои оригинальные курсы, которые, к сожалению, не учитывают ни возрастных возможностей учащихся, ни требования к уровню их подготовки; другие авторы берут за основу один из учебников, рекомендованных Министерством образования, и вносят в курс изменения, призванные, по их мнению, улучшить его. Примеры сайтов и компакт-дисков мы приведем позже.

И, наконец, последнее замечание, которое относится не только к курсу химии, а к любому курсу, предназначенному для дистанционного обучения. Речь идет об организации связи обучающегося с автором курса. Без обратной связи дистанционное обучение превращается в самообразование, и вряд ли можно поставить знак равенства между этими понятиями.

Проанализируем имеющиеся в настоящее время курсы, записанные на компакт-дисках и размещенные в Интернете, обращая особое внимание:

а) на достоверность химической информации;

б) способы предъявления учебной информации;

в) управление познавательной деятельностью обучающихся;

г) реализацию химического эксперимента.

Компакт-диски

Анализ педагогических качеств  компакт-дисков по химии показал, что во  многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность  пользователя не поддерживается  познавательной занимательностью, она обуславливается заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием. Рассмотрим наиболее характерные недостатки лазерных дисков с обучающими программами по химии.

Фактические ошибки — главный недостаток компьютерных обучающих программ, который резко сужает круг возможных потребителей. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в пособие информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая:

1)      автор сам не владеет всей информацией — недостаточные знания о предмете сообщения; 

2)      автор умышленно скрывает от потребителя часть информации — селекция информации.

Поскольку к разработке компьютерных обучающих программ привлекаются ученые – специалисты в той или иной предметной области, первый случай, казалось бы, должен быть исключен.  Однако на изученных CD-ROM по химии нам встретились утверждения, противоречащие научным знаниям и принятым в настоящее время обозначениям (Таблица 1).

Таблица 1. Примеры противоречий информации обучающих CD-ROM современным представлениям

Название CD-ROM

Информация на лазерном диске

Современные данные

Химия для всех

NH4OH — гидроксид аммония.

NH3.H2O — гидрат аммиака

273оК

273 К

Количество г-моль

Количество вещества

г-моль; г/моль

Моль

Электроположительный атом

Термин не используется более 30 лет.

1С: Репетитор. Химия

                O

               //

HON

              \\

               O

(пятивалентный азот)

                O

HON

               \

                O

(четырехвалентный азот)

Уроки органической химии Кирилла и Мефодия [1]

s-электрон имеет форму маленького полого внутри шарика

Без комментария

Скорее всего, такое искажение информации вызвано ригидностью авторов, что подтверждается систематическим использованием устаревшей химической номенклатуры и обозначений (Таблица 2).

Таблица 2. Примеры использования устаревшей номенклатуры и обозначений

Информация на диске

Современная номенклатура и обозначения

Гидраты оксидов

Гидроксиды

Стрелки обратимости в уравнениях электролитической диссоциации сильных электролитов

Знак равенства в уравнениях электролитической диссоциации сильных электролитов и стрелки обратимости в уравнениях электролитической диссоциации слабых электролитов.

 

Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия (другими словами, селекция) может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок. Так, на диске «Химия для всех» абитуриент найдет утверждения, не соответствующие современным знаниям о строении и свойствах веществ (Таблица 3).

 

 

Таблица 3. Примеры ошибок, вызванных неудачной адаптацией научных знаний

Информация CD-ROM
«Химия  для всех»

Современные научные представления

Спин — вращение электрона вокруг собственной оси.

Спин — собственный магнитный момент элементарной частицы.

PH3 обладает основными свойствами

Фосфин является идеальным амфолитом, так как его константы диссоциации по кислотному и основному типу практически равны.

Особую озабоченность вызывает реализованная в текстах учебных лазерных дисков попытка авторов адаптировать дефиниции основных понятий химии. Это приводит к формированию у пользователя (учащегося средней школы или выпускника, готовящегося к вступительным экзаменам в вуз) ошибочных знаний (Таблица 4).

 

Таблица 4. Примеры ошибок в дефинициях основных понятий химии

Текст лазерного диска

Комментарий

Атом — мельчайшая частица химического элемента, сохраняющего все его свойства.

Атом — химически неделимая частица вещества. Атом — понятие конкретное.

Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Химический элемент — понятие абстрактное.

Изотопы, имеющие одинаковые массовые числа, но различные заряды ядер, называются изобарами.

Изотопы — атомы одного и того же химического элемента, отличающиеся массовыми числами. Изотопы одного и того же химического элемента имеют одинаковые заряды ядер.

Изобары — атомы разных элементов с одинаковыми массовыми числами. Изобары имеют разные заряды ядер.

К появлению у обучающегося ошибочных представлений и знаний об окружающем мире приводит использование в учебном пособии профессионального сленга и речевая небрежность (Таблица 5).

Таблица 5. Примеры использования профессионального сленга и речевой небрежности

Название диска

Текст на диске

Должно быть

Химия для всех

Молекулы, в которых осуществляется sp3-гибридиза­ция, имеют тетраэдрическую геометрию.

Связи атома углерода в состоянии sp3-гибридизации направлены к вершинам тетраэдра.

Электрон имеет двойственную (корпускулярную) природу.

Электрон имеет двойственную (корпускулярно-волно­вую) природу.

1С: Репетитор. Химия

Уравняем реакцию.

Расставим коэффициенты в уравнении реакции.

В ряде случаев авторы включают в текст термины, созданные ими же и никем более неиспользуемые, например, «металло-неметаллы» для переходных элементов (диск «1С: Репетитор. Химия»), или термины и обозначение, которые учащиеся не знают (DH для энтальпии. Диск «Химия для всех»).

Способы предъявления учебной информации, как правило, ограничиваются большими текстами, в которые иногда включаются фрагменты мультипликации или видеозаписи. При чтении текста возникают значительные трудности, связанные с неудачным соотношением цвета фона и цвета шрифта, его размером и гарнитурой. Визуальная информация слабо связана с предъявляемыми текстами, хотя по замыслу авторов, должна служить иллюстративным материалом. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты мультипликации и видеозаписи, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение учащихся за событиями, происходящими на экране. Так, видеозаписи демонстрационных опытов по органической химии (диск «Органическая химия Кирилла и Мефодия») комментируется таким образом, что обучающийся не понимает, на что он должен обратить внимание. Наложенные на изображение титры со стрелками рассеивают внимание, при этом титры, как правило, повторяют дикторский текст.

В ряде случаев видеоклипы никак не связаны с содержанием учебного материала и мешают его усвоению (раздел «Кинетика химических реакций» диска «Химия для всех»).

Такое построение обучающей программы превращает компьютер из мощного средства управления познавательной деятельностью в электронный перелистовыватель страниц книги. В отличие от учебников на печатной основе в проанализированных CD-ROM практически не реализована функция управления познавательной деятельностью обучающегося. Ученик не получает помощи ни при изучении нового материала, ни при выявлении недостатков в полученных знаниях. В некоторых случаях дается реакция на неправильный ответ на контрольный вопрос в виде недовольного лица  или звука. Авторы не учитывают необходимость создания «ситуации успеха» при работе с программой и поэтому не предоставляют повторной попытки ответа. Исключения составляют некоторые задания диска «1С: Репетитор. Химия» и  упражнения диска«Неорганическая химия Кирилла и Мефодия». Это дает основания сделать вывод, что обучающие программы работают в активном режиме, а интерактивные возможности современной компьютерной техники не используются.

Отметим, что при разработке диска «Неорганическая химия Кирилла и Мефодия» предпринята попытка подвести обучающегося к правильному ответу с помощью наводящих вопросов, но в ряде случаев, особенно в первых темах, реакция компьютера на ошибку стандартна — появление надписи «Неправильный ответ». К сожалению, в первой версии так и осталась нереализованной идея совместного поиска ошибок в решении расчетных задач обучающимся и компьютером, но, в отличие от других дисков, пользователь не получает готового решения или правильного ответа и, таким образом, лишается возможности «перепрыгнуть» через неприятное задание или упражнение и продолжать изучение курса.

Химический эксперимент на всех дисках представлен или статическими иллюстрациями (большинство дисков), или видеозаписью (диск «Химия для всех – 2000» А. К. Ахлебинина — не путать с диском «Химия для всех», разработанного под руководством В. П. Сидякина!), или сочетанием статики, видеозаписи и анимации (диски фирмы «Кирилл и Мефодий»). Во всех случаях демонстрационный химический эксперимент выполняет роль иллюстрации текста и лишь на диске «Неорганическая химия Кирилла и Мефодия» видеозапись выступает и как иллюстрация текста, и самостоятельный источник знания, и как основа для упражнения или задания. Записанные на этом диске фрагменты художественных фильмов позволят практически реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью, так как показывают проявление свойств веществ в условиях, хорошо знакомых учащимся.

Серьезным, на наш взгляд, недостатком учебных CD-ROM является необходимость изучения правил работы с программами (недружественный интерфейс). Обучающемуся приходится думать не только над предложенной учебной информацией, но и над тем, по какой экранной кнопке и как нужно щелкнуть. Это создает дополнительный барьер в работе с обучающей программой.

Сравнительная характеристика обучающих компакт-дисков приведена в таблице (Таблица 6 ).

Таблица 6. Сравнительная характеристика компакт-дисков по химии

Диск

Достоверность

Способы предъявления информации

Управление познавательной деятельностью

Химический эксперимент

Интерфейс

Химия для всех (В.П.Сидякин и др.)

Низкая из-за использования устаревшей номенклатуры, замены общепринятых дефиниций собственными, неудачной адаптации научных знаний.

Большие тексты; статические иллюстрации, плохо связанные с текстом; трехмерные интерактивные модели молекул веществ, не имеющие связи с текстом.

Отсутствует.

Описания в тексте.

Неудачное сочетание цвета фона и цвета шрифта, очень мелкий шрифт; требуется специальное обучение работе с программой.

Химия для всех – 2000

(А.К.Ахлебинин)

Высокая в отношении теоретических знаний; низкая по отношению техники химического экперимента.

В основном видеозаписи.

Практически отсутствует.

Видеозаписи опытов.

У обучающихся в начале работы с программой возникают затруднения, которые они быстро преодолевают без посторонней помощи.

1С: Репетитор

Средняя из-за постоянного использования профессионального сленга и устаревших представлений о строении вещества.

Тексты, статические иллюстрации.

Практически отсутствует.

Описания в тексте, статические изображения, небольшое число видеофрагментов.

Затруднения, которые снимаются при изучении инструкции, прилагаемой к диску.

Неорганическая химия Кирилла и Мефодия

Высокая.

Тексты, видеозаписи, мультипликация, фрагменты художественных фильмов.

Система упражнений и заданий, не позволяющая обучающемуся пропускать какие-либо фрагменты изучаемого курса и направленная на создание «ситуации успеха».

Видеозаписи демонстрационных опытов и фрагменты художественных фильмов, небольшое число описаний в тексте, статические иллюстрации, мультипликация.

У обучающихся в начале работы с программой возникают затруднения, которые они быстро преодолевают без посторонней помощи.

Органическая химия Кирилла и Мефодия

Низкая в первой части диска, посвященной теории химического строения А. М. Бутлерова и углеводородам (большое число химических ошибок.

Средняя во второй части из-за использования профессионального сленга [2] .

Тексты, видеозаписи, мультипликация.

Система упражнений и заданий, не позволяющая обучающемуся пропускать какие-либо фрагменты изучаемого курса и направленная на создание «ситуации успеха».

Видеозаписи демонстрационных опытов с ошибками в монтаже и озвучивании, небольшое число описаний в тексте, статические иллюстрации, мультипликация.

У обучающихся в начале работы с программой возникают затруднения, которые они быстро преодолевают без посторонней помощи.


Дидактический анализ информационного пространства Internet

В настоящее время Всемирная Паутина WWW является наиболее динамично развивающейся службой Интернет, обретающей все новых и новых пользователей, благодаря дружественному интерактивному интерфейсу и гипертекстовому формату представления информации (HTML). Этот формат позволяет существовать в одном документе текстовой и мультимедийной информации. Тексты в одном документе могут быть «привязаны» к другим документам, находящимся на другом  конце земного шара, либо к графическим иллюстрациям. Изображения, видео, ссылки на WEB-сайты, даже беседы-чаты могут сопровождаться видео в режиме реального времени. Всемирная информационная паутина стала доступной самым широким слоям пользователей, интерес к ней побил все рекорды увлечения людей технологическими новинками. В этом смысле Интернет альтернативен  CD-ROM, но и комплементарен ему. Не случайно в некоторых обучающих дисках пользователю предлагается расширить информационное  пространство путем подключения к Интернет.

Часть образовательной информации в Интернете создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами (например «IUPAC» по адресу http://www.actlabs.com/iupac/nomenclature, «Путеводитель в мире науки» по адресу http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka или «Репетитор» http://training.ru/chem), другая часть пополняется детьми («Химия» по адресу http://mc.pstu.ac.ru/YP/YP_ir/data/HO1.htm или «Коллекция рефератов» по адресу http://www.referat.ru), третья — стихийно проникает в эту область.

Низкая достоверность, содержащейся в Сети информации — уникальный прецедент в истории информационных взаимодействий людей (Таблица 7). Проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых имеются выходные данные.

Таблица 7. Оценка возможности использования информации Интернет в учебном процессе

Учебная тема

Число страниц

найденных
с помощью
Yandex

просмотренных

которые можно
использовать в учебных целях

абс.

%%

Периодический закон

3321

100

2

2

Периодическая таблица

1473

100

14

14

Углеводороды

16008

100

4

4

Спирты

76232

50

1

0,5

Жиры

80277

50

Сеть дает возможность найти разнообразную информацию, но вместе с тем представляет опасность для распространения и усвоения в процессе обучения всевозможных заблуждений и ошибочных утверждений. В ряде случаев, как, например, Vootshis Home Page (http://skyscraper.fortunecity.com/modem/136/vootshi.html), предлагаемая информация представляет реальную угрозу здоровью и жизни детей.

  Вхождение обучаемых в Интернет за счет избыточности доступной информации (Таблица 8) во многом обеспечивает им индивидуальную познавательную траекторию, что делает процесс познания менее управляемым и, наверно, менее рациональным, но более продуктивным с точки зрения возможностей для развития творческого потенциала обучаемых. Содержание обучающих сайтов, как и лазерных дисков затрагивает основные «болевые» точки обучения и образования в целом. Однако масштабы возможной информационной деятельности в Интернет несопоставимы с теми, что предоставляют учебные диски.

Таблица 8. Число Web-страниц по химии
(русскоязычный Интернет)

Учебная тема

Результаты поиска с использованием

Yandex

Апорт!

@Rus

Rambler

Периодический закон

3321

987

2

505

Периодическая система

1473

1234

2

511

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

163

162

0

92

Строение молекул

1629

2652

0

1554

Воздух

337535

1500

81

75080

Вода

778748

1500

244

104297

Растворы

73857

1500

40

5344

Теория электролитической диссоциации

271

191

0

83

Углеводороды

16008

1500

6

1739

Спирты

76232

1500

31

1214

Альдегиды

2262

1168

0

510

Карбоновые кислоты

968

214

0

240

Жиры

80277

1500

28

6027

Углеводы

16450

1500

5

2697

Аминокислоты

9491

1500

6

2076

Белки

70651

3000

26

9932

Полимеры

21317

1500

32

2403

На наш взгляд, не следует жестко привязывать ту или иную образовательную технологию в информации, содержащейся в Сетях. Тому несколько причин. Во-первых, информационное пространство постоянно меняется и адресные рекомендации ненадежны, во-вторых, жесткая регламентация работы с Интернет уменьшает ее познавательную привлекательность. В то же время при дидактически нецеленаправленном восприятии различной по форме информации в сознании обучаемого появляются разрозненные представления, эмоциональные отклики и отдельные фрагментарные   знания,  которые не имеют четкой структуры. Таким образом, использование  Интернет как обучающей системы требует наличия у обучаемых информационных умений достаточно высокого уровня.

Приведем конкретные примеры сайтов, претендующих на дистанционные курсы химии для учащихся средних общеобразовательных школ [3] .

Alhimik

http://www.alhimik.ru

Сайт разработан профессором Л. Аликберовой и содержит информацию, которая будет интересна широкому кругу потребителей: от начинающих изучать химию до абитуриетов высших учебных заведений и учителей. Учебная информация представлена в основном в виде довольно больших текстов. Звук не используется. Иллюстрации статические; в некоторых случаях используются как основа заданий и упражнений. Обратная связь осуществляется с помощью электронной почты, при этом автор специально обращает внимание обучающихся, что то или иное задание «требует развернутого (открытого) ответа, поэтому его нужно отправить учителю (т.е. автору — А.Ж.) по электронной почте». Широко используются гиперссылки для перехода к информации, углубляющей и расширяющей основной курс.

Конспекты по химии для школьников 8-11 классов и Опорные конспекты по химии

http://chemistry.r2.ru

http://khimia.h1.ru/

Уроки по химии для школьников, написанные московским учителем Д. Болотовым на основе программы и учебника Л. С. Гузея и др. По сути представляет собой обычный полиграфический учебник, который очень трудно читать с экрана. Иллюстрации носят подчиненный характер и представлены только статическими изображениями. Звук не используется. Судя по записям в гостевой книге основными посетителями сайта являются ученики Д. Болотова. Управление познавательной деятельностью школьников отсутствует.

Химия для всех

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

Интернет-версия диска «Химия для всех» со всеми его недостатками.

Уроки химии Кирилла и Мефодия

Сайт находится в стадии подготовки и представляет собой Интернет-версию соответствующих дисков. По сравнению с дисками уменьшено число динамических иллюстраций (анимации и видеозаписи), что связано с техническими и экономическими трудностями передачи больших объемов информации. Вопрос об обратной связи окончательно не решен.

Химия для Вас

http://chem4you.boom.ru/

Материалы по различным разделам химии. Рефераты. Обещают быстро научить химии (!?), а за отдельную плату — и контрольную работу написать.

Химия. Образовательный сайт для школьников

http://hemi.wallst.ru/

Экспериментальный учебник по общей и неорганической химии для 8-11 классов, предназначенный как для начального обучения, так и для  подготовки к экзаменам в вуз. Информация представлена в виде больших и трудно читаемых текстов. Иллюстрации носят подчиненный характер и представлены в виде статических изображений. Обратной связи нет.

Сравнительная характеристика сайтов приведена в таблице (Таблица 9 ).


Таблица 9. Сравнительная характеристика сайтов по химии

Сайт

Достоверность

Способы предъявления информации

Управление познавательной деятельностью

Химический эксперимент

Интерфейс

Химия для всех (В.П.Сидякин и др.)

Низкая из-за использования устаревшей номенклатуры, замены общепринятых дефиниций собственными, неудачной адаптации научных знаний.

Большие тексты; статические иллюстрации, плохо связанные с текстом; трехмерные интерактивные модели молекул веществ, не имеющие связи с текстом.

Отсутствует.

Описания в тексте.

Неудачное сочетание цвета фона и цвета шрифта, очень мелкий шрифт.

Неорганическая химия Кирилла и Мефодия

Высокая.

Тексты, видеозаписи, мультипликация, фрагменты художественных фильмов.

Система упражнений и заданий, не позволяющая обучающемуся пропускать какие-либо фрагменты изучаемого курса и направленная на создание «ситуации успеха».

Видеозаписи демонстрационных опытов и фрагменты художественных фильмов, небольшое число описаний в тексте, статические иллюстрации, мультипликация.

У обучающихся в начале работы возникают затруднения, которые они быстро преодолевают без посторонней помощи (запись уравнений реакций и формул с верхними и нижними индексами).

Органическая химия Кирилла и Мефодия

Низкая в первой части, посвященной теории химического строения А. М. Бутлерова и углеводородам (большое число химических ошибок.

Средняя во второй части из-за использования профессионального сленга [4] .

Тексты, видеозаписи, мультипликация.

Система упражнений и заданий, не позволяющая обучающемуся пропускать какие-либо фрагменты изучаемого курса и направленная на создание «ситуации успеха».

Видеозаписи демонстрационных опытов с ошибками в монтаже и озвучивании, небольшое число описаний в тексте, статические иллюстрации, мультипликация.

У обучающихся в начале работы возникают затруднения, которые они быстро преодолевают без посторонней помощи(запись уравнений реакций и формул с верхними и нижними индексами).

Alhimik

Высокая.

Тексты, статические иллюстрации

Система упражений и заданий, которые обучающиеся могут и не выполнять. Связь с учителем по электронной почте

Описания в тексте, статические иллюстрации

Очень продуманная система навигации, которая не вызывает у обучающихся затруднений.

Конспекты по химии…

Высокая

Тексты, статические иллюстрации

Отсутствует

Описания в тексте, небольшое число статических иллюстраций

Простая система навигации.

Химия для вас

Низкая

Тексты

Отсутствует

Описания в тексте

Простая система навигации.

Химия. Образовательный сайт…

Высокая

Тексты

Отсутствует

Описания в тексте

Простая система навигации.


Приведенные примеры могут создать впечатление, что Интернет не может быть использован для обучения химии. Однако это не так.

Приведем несколько примеров.

Большое значение для формирования естественнонаучной картины мира имеет ознакомление учащихся с историей науки. Как известно, такой темы в курсе химии нет, но на уроке всегда можно найти время для разговора о великих химиках, об открытии химических элементов или синтезе веществ, о становлении научных теорий. Всю необходимую информацию учащиеся могут самостоятельно найти дома и, пользуясь ею, подготовить небольшое сообщение для одноклассников. Причем такое сообщение не обязательно должно быть устным: предложите учащимся подготовить так называемый стендовый доклад, который затем будет размещен на специальном стенде непосредственно в кабинете или в рекреации рядом с кабинетом химии. Если такое задание дается впервые, то желательно, чтобы учитель дал некоторые адреса в Интернете, где школьники могут найти или готовую информацию, или ссылки на нее. Важно, чтобы учащиеся не просто выводили на принтер найденные web-страницы, а, используя их, создали собственное информационное сообщение. Это достигается специальной формулировкой задания, например: «Пользуясь информацией (ссылками) расположенными на web-странице по адресу…, подготовьте сообщение о… объемом не более 2-х страниц». Ограничение объема не позволит механически скопировать чужую работу из Сети.

Вторая форма работы в Интернете предусматривает посещение сайтов различных культурно-просветительских, научных учреждений и производственных предприятий. Требования к виртуальной экскурсии не отличаются от требований к проведению реальных экскурсий. Напомним их.

Предварительно ознакомившись с информацией сайта, учитель определяет цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести на экскурсии. После этого разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, каково содержание наблюдений, которые должны провести учащиеся. При разработке маршрута необходимо учитывать и затем строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Необходимую консультацию даст учитель информатики.

Подготовка виртуальной экскурсии заключается в разъяснении учащимся ее цели, сообщение школьникам знаний, необходимых для успеха экскурсии. В некоторых случаях может понадобиться помощь учителей иностранного языка. Так, при изучении простых веществ, образованных углеродом, можно провести виртуальную экскурсию на выставку De Beers, где представлены образцы необработанных алмазов и ювелирных украшений с бриллиантами (http://www.diamonds.com/ и http://www.adiamondisforever.com/). Однако все тексты здесь даны на английском языке. Сходную информацию на русском языке учащиеся найдут на сайте Алмазного фонда России (бывш. Алмазный фонд СССР) http://www.caravan.ru/~gala/afond/index.htm.

Вы можете провести виртуальную экскурсию на производство, например, серной кислоты (http://www.sch239.spb.ru:8100/www/_library/1998/chemistry/baran/).

Итоги экскурсии подводятся разными способами: обобщающая беседа, урок-конференция, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов.

Виртуальная экскурсия, как и обычная, проводится после уроков. Время ее проведения нужно предварительно согласовать с учителем информатики, чтобы не привести учащихся к кабинету, в котором проводится урок или внеклассное мероприятие по другому предмету.

Более сложное задание можно дать учащимся, которые давно работают в Сети и имеют навыки, необходимые для самостоятельного поиска информации. Речь идет о контроле за информацией, размещаемой на сайтах некоторых организаций, например экологических (http://www.greenpeace.org и другие). Результатом такой работы станет доклад о состоянии окружающей среды в течение длительного времени, о влиянии антропогенных факторов и мерах, предпринимаемых государством, негосударственными организациями и частными лицами по защите природы.

Как известно, высшей формой деятельности ученика является творчество. Разработка учащимися собственных химических web-страниц (разумеется, по заданию учителя и под его контролем) и размещение их в Сети — еще одна форма использования Интернета для достижения целей обучения химии. Примером может служить веб-квест учащихся средней школы № 100 г. Перми (http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/).  На этом же сервере учитель найдет иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии (http://sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html). Хорошим примером творчества учащихся может служить «Курс органической химии» (http://formula44.narod.ru).

Демократичность Интернета дает возможность каждому желающему создать и разместить в Сети свой дистанционный курс, поэтому приведем некоторые рекомендации, а точнее — научно-педагогические требования, выполнение которых позволит избежать досадных ошибок [1 , с. 209 – 211].

По назначению экранно-звуковые учебные пособия должны служить формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.

Желательно включение в пособия разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.

Содержание экранного учебного пособия должно включать научно достоверную информацию. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать  их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью звукового ряда. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.

Основным компонентом экранно-звукового учебного пособия должен быть зрительный ряд. Речевой и музыкальный ряды должны помогать восприятию и пониманию зрительного ряда. Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и  подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно-шаговым методом в доступном учащимся темпе. Дикторский текст должен быть четким и ясным.

В звуковом сопровождении должна четко выделяться речь диктора. Использование шумов (природных, производственных или как ответ обучающей системы на действия обучающегося) оправдано только в том случае, когда они дают возможность полнее раскрыть, воспринять и понять учебный материал.

Информация  должна преподноситься в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.

При создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля.

Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки составляет 40 – 42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие «держать» строку. Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.

На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются белый-синий, черный-желтый, зеленый-белый, черный-белый.

Компьютер как средство обучения не может быть объектом изучения. Поэтому интерфейс программы должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе с программой. Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows 9х (Microsoft Internet Explorer или программ пакета Microsoft Office) как наиболее распространенных и подробно изучаемых в средней общеобразовательной школе. При этом следует стремиться к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняя их расположение на экране.

Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки.

Отбор учебного материала должен обеспечивать комплементарность CD-ROM с любым учебником для средней общеобразовательной школы (включая классы с углубленным изучением предмета) и с пособиями для поступающих в вузы.

Предъявление учебной информации должно быть разделено, как минимум, на три уровня сложности: базовый компонент, предусмотренный стандартом соответствующей образовательной области, углубленное изучение предмета и курс для поступающих в вузы.

В максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием. Это следует учитывать не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации.

  1. Зазнобина Л. С., Журин А. А. Дидактический анализ CD-ROM и Интернет-ресурсов учебного назначения. // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2001.
  2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (Общие вопросы): Пособие для учителей. — М.: Гос. учебно-педагог. изд-во Мин. просв. РСФСР, 1963.
<---

[1] В выходных данных этого диска указано, что его авторами являются А. Журин и А. Кукавский. В действительности первая часть диска (Углеводороды) разработана А. Кашаевой, а вторая (Функциональные производные углеводородов) — А. Кукавским.

[2] В настоящее время фирма «Кирилл и Мефодий» работает над второй версией диска, в которой все указанные недостатки будут ликвидированы.

[3] Все данные по сайтам даны по состоянию на лето 2002 года.

[4] В настоящее время фирма «Кирилл и Мефодий» работает над второй версией диска, в которой все указанные недостатки будут ликвидированы.