КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКОМ МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
(СОСТАВИТЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ - А.В.ФЕДОРОВ)


This work was supported by the Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, grant N 18/2000

АЙЗЕНБЕРГ ЯКОВ ЛАЗАРЕВИЧ
15 мая 1924 - 24 декабря 1995.
Окончил Государственный институт театрального искусства /1951/. В 50-х-60-х годах работал редактором на Ашхабадской киностудии. В 70-х - 90-х годах писал сценарии документальных фильмов для Ростовской студии кинохроники, преподавал историю киноискусства в Ростовском государственном университете. Был членом Союза кинематографистов и Ассоциации деятелей кинообразования.
Публиковался по вопросам киноискусства с 1954 года. Печатался в научных киноведческих сборниках. Был одним из авторов четырехтомной "Истории советского кино". Написал сценарии нескольких игровых фильмов и свыше двух десятков документальных.
Библиография /книги Я.Л.Айзенберга/:
Киноискусство Туркменистана. Ашхабад, 1961.
Молодость искусства. Ашхабад,1965.
БАЖЕНОВА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
Кандидат педагогических наук. Работала старшим научным сотрудником лаборатории экранных искусств при Институте художественного воспитания Российской Академии образования. После кончины профессора Ю.Н.Усова (2000) возглавила эту лабораторию в нынешнем Институте художественного образования РАО. Л.М.Баженова - автор многих статей и учебных пособий по проблемам кинообразования. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Под научным руководством профессора Ю.Н.Усова неоднократно участвовала в практических экспериментах по кинообразованию школьников. В течение ряда лет преподавала в Московском кинолицее. В настоящее время преподает в различных учебных заведениях Москвы. Участвовала во многих российских и международных конференциях.
Библиография (книги Л.М.Баженовой):
В мире экранных искусств. М., 1992.
Наш друг экран. Вып. 1 и 2. М, 1995.
БАРАНОВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Род. в 1934.
Окончил физико-математический факультет Калининского педагогического института (1957) и аспирантуру ВГИКа. Кандидат искусствоведения /1968/, доцент (1969). Одним из первых в стране защитил диссертацию по кинообразованию. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Союза кинематографистов России. Отличник просвещения РФ.
В течение многих лет был бессменным руководителем киноклуба при школе-интернате (1957-1971). Работал в школе, заведовал педагогической кафедрой и был деканом факультета в Тверском педагогическом университете. В настоящее время преподает в тверской школе № 14 (где является заместителем директора по научной работе и ведет масштабный эксперимент по эстетическому воспитанию) и в Тверском педагогическом университете. Автор трудов по кинообразованию школьников и студентов, по проблемам школьных и молодежных киноклубов, учебных пособий для педвузов. По вопросам кинообразования публикуется с 1960 года - в научных сборниках, в журналах "Народное образование", "Искусство кино", "Семья и школа", "Воспитание школьников", "Киномеханик" и др. Всего опубликовано свыше 60 работ, включая книгу по кинообразованию, изданную в Праге (1989) на чешском языке. О.А.Баранов выступал с докладами по кинообразованию и эстетическому воспитанию более чем на сорока научных конференциях.
Библиография/книги О.А.Баранова/:
Киноклуб в Калинине. М.,1967.
Кинофакультатив в школе. Калинин,1973.
Художественный кинематограф в работе средней школы. Калинин,1977.
Экран становится другом. М.,1979.
Кино во внеклассной работе школы. М.,1980.
Фильм в работе классного руководителя. Калинин,1982.
PEDAGOGICKYM OTAZKAM VYCHOVY FILMOVYM UMEHIM OBOROVE INFORMACHI STRCAISKO. PRAHA, 1989.
БОНДАРЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Кандидат педагогических наук (1997). Сотрудник лабораторий экранных искусств и медиаобразования при Российской Академии образования. Автор многих статей и учебных пособий по проблемам кино/медиаобразования. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Лауреат гранта программы "Обновление гуманитарного образования в России". Преподает в ГИТРе (Государственном институте телевидения и радиовещания, Москва).
Библиография /книги Е.А.Бондаренко/:
Диалог с экраном. М., 1994.
Экскурсия в мир экрана. М., 1994.
ВАЙСФЕЛЬД ИЛЬЯ ВЕНИАМИНОВИЧ
Род. 15 августа 1909
Окончил Московский государственный университет /1930/. Доктор искусствоведения /1966/, профессор /1967/. Заслуженный деятель искусств России/1969/, член Союза кинематографистов России. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике /1981/. В течение нескольких десятилетий преподает на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа. С 1968 года руководил Советом по кинообразованию при Союзе кинематографистов. В 1988 году возглавил Ассоциацию деятелей кинообразования (с 2000 она переименована в Российскую Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики).
По вопросам медиакультуры публикуется с 30-х годов. Печатался в научных сборниках "Вопросы киноискусства", "Вопросы кинодраматургии" и др.; в журналах "Искусство кино", "Сов. экран" и др.; в газетах "Сов.культура", "Сов.кино", "Экран и сцена", "Учительская газета", "СК-Новости" и др. И.В.Вайсфельд - автор многих книг по проблемам теории и истории отечественного и зарубежного киноискусства, сценарной драматургии и кинообразования. На протяжении всей своей творческой деятельности он оказывал широкую поддержку отечественным кино/медиапедагогам высшей и средней школы в различных регионах страны, участвовал в издании учебных программ и пособий по киноискусству для школьников и студентов, в многочисленных конференциях по кино/медиаобразованию.
Библиография /книги И.В.Вайсфельда/:
Г.Козинцев и Л.Трауберг: Творческий путь. М.,1940.
Мастерство кинодраматургии. М.,1961.
Теория кинодраматургии. М.,1961. М.,1979.
Крушение и созидание. М.,1964.
Завтра и сегодня. М.,1968.
Так начиналось искусство кино. М.,1972.
О современном кино. М.,1973.
Наше многонациональное кино и мировой экран. М.,1975.
Искусство в движении. М.,1981.
Встреча с Х музой/в соавторстве с В.Деминым, Р.Соболевым, В.Михалковичем/. М.,1981.
О сущности кинодраматургии. М.,1981.
Кино в педагогическом процессе. М.,1982.
Кино как вид искусства. М.,1983.
Развитие кинообразования в условиях перестройки. М.,1988.
Одиннадцать встреч. М.,1995.
ВАРТАНОВ АНРИ СУРЕНОВИЧ
Род. 8 марта 1931
Окончил Московский государственный университет /1954/. Доктор искусствоведения. С 1974 - заведует сектором художественных проблем массовых коммуникаций НИИ искусствознания. С 1961 года преподает на факультете журналистики в МГУ. Член Союза кинематографистов России.
Публикуется по вопросам киноискусства, телевидения и медиа с 1956 года. Автор многих работ по проблемам функционирования средств массовой коммуникации в социуме.
Библиография /книги А.С.Вартанова/:
Образы литературы в графике и кино. М.,1961.
Самое массовое. М.,1967.
Проблемы телевизионного фильма. М.,1978.
Телевизионная эстрада. М.,1982.
Фотография: документ и образ. М., 1983.
От фото до видео. М.,1996.
ВЛАСОВ МАРАТ ПАВЛОВИЧ
Род. 21 апреля 1932
Окончил ВГИК /1955/. Кандидат искусствоведения /1963/. Профессор. Член Союза кинематографистов России. Преподает на киноведческом факультете ВГИКа.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1953 года. Печатался в научных сборниках ВГИКа, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др. Автор нескольких книг о теории и истории отечественного киноискусства.
Библиография /книги М.П.Власова/:
Герой А.П.Довженко и традиции фольклора. М.,1962.
Советская кинокомедия сегодня. М.,1970.
Виды и жанры киноискусства. М., 1976.
Киноискусство и современность. М., 1976.
Советское кино 50-х-60-х годов. М.,1993.
ГИНЗБУРГ СЕМЕН СЕРГЕЕВИЧ
24 сентября 1907 - 21 декабря 1974
Окончил ВГИК/1939/. Доктор искусствоведения /1964/. С середины 30-х годов по конец 40-х работал в редакциях журналов "Сов.кино" и "Искусство кино". В первой половине 50-х был старшим редактором на киностудии "Союзмультфильм". В 40-х-60-х годах преподавал во ВГИКе историю отечественного кино.
Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах "Сов.кино", "Искусство кино", "Сов.экран" и др. Был одним из авторов "Краткой истории советского кино"/М.,1969/, четырехтомной "Истории советского киноискусства". Написал несколько книг по проблемам теории и истории российского кинематографа.
Библиография /книги С.С.Гинзбурга/:
Рисованный и кукольный фильм. М.,1957.
Кинематография дореволюционной России. М.,1963.
Очерки теории кино. М.,1974.
ГРАЩЕНКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
Род. 30 июня 1940
Окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа/1967/. Кандидат искусствоведения/1973/. Член Союза кинематографистов России.
Публикуется по проблемам киноискусства с 70-х годов. Печаталась в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран", "Киноведческие записки" и др., в газетах "Культура", "Экран и сцена", "СК-Новости" и др. Автор многих трудов по истории отечественного кинематографа, по кинообразованию и художественному воспитанию школьников и молодежи, киноклубному движению. Участвовала в работе Российской федерации киноклубов, движения кинообразования в школах и некинематографических вузах. С 80-х годов стала осуществлять программу "клубного" показа фильмов Александра Сокурова. В марте 2001 года возглавила отдел молодежной политики при Союзе кинематографистов России.
Библиография /книги И.Н.Гращенковой/:
Абрам Роом.М.,1977.
Советские кинорежиссеры. М.,1982.
Основы киноискусства. М.,1984.
Кино как средство эстетического воспитания. М.,1986.
ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Род. 20 декабря 1931
Окончил Московский государственный университет/1954/. Доктор философских наук/1971/, профессор/1978/. Член Союза кинематографистов России. С 1974 года по вторую половину 80-х годов был заместителем директора НИИ киноискусства/Москва/. Написал сценарии нескольких научно-популярных и документальных фильмов. Преподает во ВГИКе.
По вопросам киноискусства и медиаобразования публикуется с 1961 года. Печатался в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др., однако публикациям в периодике всегда предпочитал работу над книгами. Автор нескольких монографий по теории и истории отечественного кинематографа. Написал книги о выдающихся российских кинематографистах Анатолии Головне и Льве Кулешове. Автор многочисленных работ об эстетическом, художественном воспитании и творчестве.
Библиография /книги Е.С.Громова/:
Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. М.,1965.
Время, герой, зритель. М.,1965.
Художественное творчество. М.,1970.
Всегда в поиске. М.,1971.
Начала эстетических знаний. М.,1971.
В.Егоров. М.,1973.
Духовность экрана. М.,1976.
Экран единства. М., 1977.
Кинооператор Анатолий Головня. М.,1980.
Основные эстетические категории. М.,1981.
Молодежь и кино. М.,1981.
Восхождение к герою. М.,1982.
Л.В.Кулешов. М.,1984.
Комедии и только комедии. М.,1985.
Сталин: Власть и искусство. М., 1998.
ГРОШЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
16 июня 1905 - 23 июля 1973
Заслуженный деятель искусств России/1969/. Профессор/1949/. С конца 40-х до начала 70-х преподавал во ВГИКе, который возглавлял с 1956 года. Публиковался по вопросам киноискусства с 40-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов. экран" и др., в газетах "Сов. культура", "Сов.кино" и др. Автор многих работ по истории отечественного кинематографа. Один из авторов "Краткой истории советского кино"/М.,1969/. Наряду с Н.Лебедевым, В.Жданом и В.Баскаковым был одним из главных идеологов официального отечественного киноведения 50-х-70-х годов.
Библиография/книги А.Н.Грошева/:
Образ советского человека на экране. М.,1952.
Черты современности в советском киноискусстве. М.,1961.
Некоторые проблемы современного советского киноискусства. М.,1963.
Образ Ленина на экране. М.,1970.
ГУРА ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Род. 27 марта 1950
Окончил Таганрогский радиотехнический университет (1972) и психологический факультет Ростовского государственного педагогического университета (1987). Кандидат педагогических наук (1994), доцент, зав.кафедрой социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института, член IRFCAM/ Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия/. Опубликовал ряд статей в научных сборниках по проблемам медиаобразовательной среды в современном вузе. E-mail: gura@pbox.ttn.ru
ДЕМИН ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
8 мая 1937 - 19 июня 1993
Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа /1960/. Кандидат искусствоведения /1973/. Работал редактором киноотдела издательства "Искусство"/Москва/, научным сотрудником Госфильмофонда и НИИ искусствознания/Москва/. В последние годы жизни был одним из секретарей Союза кинематографистов и главным редактором журнала "Экран"/Москва/. Неоднократно выступал с циклами лекций по киноискусству в различных городах страны.
Публиковался по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1963 года. Печатался в научных сборниках НИИ искусствознания и др., в журналах "Сов.экран"/"Экран"/, "Искусство кино", "Спутник кинозрителя", "Огонек", "Кино"/Латвия/,"Сов.фильм", "Кино"/Литва/, "Фильмови новини" /Болгария/ и др., в газетах "Сов.культура", "Сов.кино", "Учительская газета" и др.
Один из самых блестящих кинокритиков и киноведов 60-х-80-х годов, Виктор Демин обладал неповторимым творческим стилем и уникальной работоспособностью. Относясь к числу наиболее оппозиционных кинематографистов своей эпохи, он виртуозно облекал свои самые "крамольные" пассажи в иронично-иносказательную форму. Уже первая его книга "Фильм без интриги"/1966/ была по праву признана событием в отечественном киноведении. При всем том литературный язык В.П.Демина - яркий и образный - был далек от заумного наукообразия. Он с одинаковым успехом писал о российском и зарубежном, игровом и документальном кино. В 80-х-90-х годах он все чаще обращался к сценарному ремеслу и, чтобы, по-видимому, ощутить съемочный процесс изнутри, сыграл несколько эпизодических ролей в фильмах Геннадия Полоки, Александра Итыгилова и Леонида Марягина, которым пришлась по душе его колоритная, импозантная внешность...
Библиография/книги В.П.Демина/:
Фильм без интриги. М.,1966.
Жан Марэ /совм. с И.Янушевской/. М.,1968.
Первое лицо. М.,1976.
Стареют ли фильмы? М.,1978.
Воспитание чувств. М., 1980.
Встречи с Х музой /совм.с И.Вайсфельдом, Р.Соболевым, В.Михалковичем/.М.,1981.
Человек на земле. М.,1982.
В.Желакявичус: Портрет режиссера. М.,1982.
Виталий Мельников: Три беседы с режиссером. М.,1984.
Поговорим о кино. М.,1984.
Эльдар Рязанов: Творческий портрет. М.,1984.
Виктор Проскурин. М., 1988.
Леонид Марягин: Творческий портрет. М.,1988.
Алоиз Бренч: Творческий портрет. М.,1990.
Леонид Ярмольник.М.,1991.
Не для печати /О Демине вспоминают… Демин писал…/. М.,1996.
ДОЛИНСКИЙ ИОСИФ ЛЬВОВИЧ
2 июня 1900 - 31 мая 1983
Окончил Северо-Кавказский университет/1925/. Профессор/1960/. С 1937 года преподавал во ВГИКе.
Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др. Один из соавторов "Краткой истории советского кино"/М.,1969/. Автор нескольких книг по проблемам отечественного кинематографа, участвовал в создании четырехтомной "Истории советского киноискусства".
Библиография /книги И.Л.Долинского/:
Николай Охлопков. М.,1939.
"Чапаев". Драматургия. М.,1945.
Связь времен. М., 1976.
ЕВТУШЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА
Род. в 1956 году
Окончила Воронежский государственного университет (1978), аспирантуру ВГИКа (1991), Высшие режиссерские курсы (Москва, мастерская Л.Гуревича, С.Зеликина, 1995). Кандидат искусствоведения (1991). Член Союза кинематографистов России и Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики.
Преподавала в школах Воронежа и Ростовской области, вузах Воронежа и Москвы. В конце 80-х - начале 90-х была преподавателем кафедры кинодраматургии, преподавателем и старшим научным сотрудником лаборатории ВГИКА "Экономические, социальные и эстетические проблемы современного кинопроцесса". В 1991-1993 преподавала в Московском кинолицее. В начале 90-х работала заместителем главного редактора киностудии "Слово" (при киноконцерне "Мосфильм") под руководством В.Фрида и В.Черных. Первая учебная пятиминутная работа Г.Евтушенко "Где-то я Вас видел" получила широкий резонанс и неоднократно была показана в России и за рубежом (Кинофестивали в Киеве, Минске, Гетеборге, Котбусе и др.). Дипломная работа - документальный фильм "Вожди" - была в 1997 номинирована на "НИКУ", шла на экранах кинофестивалей России, Польши, Венгрии, Германии, Португалии, Швеции, Дании, США. Г.Евтушенко неоднократно участвовала в зарубежных фестивалях и кинофорумах - Эбельтофте (Дания, 1998), Мюнхене (Германия, 1999), Нью-Йорке (США, 1999) и др.
Фильмография Г.М.Евтушенко:
Где-то я Вас видел (1994). Приз федерации киноклубов России, Призы Ассоциации деятелей кинообразования и Актерской гильдии Украины.
Александр Калягин: Монолог о любимых (1995). Призы Ассоциации деятелей кинообразования и Актерской гильдии Украины.
Вожди (1997). Диплом жюри Encontros Film Festival (Португалия), диплом жюри женского фестиваля (Минск), диплом фестиваля русского кино в Нью-Йорке, номинация на приз НИКА-1997.
Дальше:Дальше!..Дальше?… (1998).
Тебе, Господи! (1998, совместно с Л.Рошалем). Приз на фестивале документальных фильмов в Екатеринбурге.
Александр Галин, или Курская Магнитная Аномалия (1998, совместно с Л.Рошалем). Приз на фестивале документальных фильмов в Екатеринбурге.
Почему приехал Александр Журбин? (1999).
Раввин (2000). Диплом на фестивале в Санкт-Петербурге.
ЖДАН ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
5 ноября 1913 - 1993
Окончил Ленинградский институт истории, философии и лингвистики/1933/. Доктор искусствоведения/1971/, профессор /1972/. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике. В первой половине 50-х был главным редактором журнала "Искусство кино". С 1948 года преподавал, а в 70-х-80-х годах был ректором ВГИКа.
Публиковался по вопросам киноискусства с 40-х годов. Печатался в научных сборниках, в журнале "Искусство кино". Автор многочисленных работ по теории, истории, эстетике киноискусства. В 50-х-70-х годах В.Ждан был одним из главных идеологов официального отечественного киноведения.
Библиография/книги В.Н.Ждана/:
Военный фильм в годы Великой Отечественной войны. М.,1947.
Драматургия научно-популярного фильма. М.,1950.
Народный артист СССР В.Р.Гардин. М.,1951.
Вопросы мастерства в научно-популярной киематографии.М.,1952.
О природе киноискусства. М.,1963.
Экран и образ. М.,1963.
Специфика кинообраза.М.,1965.
Когда фильм - искусство. М.,1967.
Кино и условность. М.,1971.
Введение в эстетику фильма. М.,1972.
Киноискусство социалистического реализма. М.,1980.
Эстетика фильма. М.,1980.
Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.,1986.
ЗАЗНОБИНА ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА
23 сентября 1939 - 26 июня 2000
Доктор педагогических наук, профессор, заведовала лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования (Москва). Публиковалась в журналах "Народное образование", "Химия в школе", "Педагогика", "Педагогическая информатика", "Магистр" и др. Автор многих работ по медиаобразованию, интегрированному в процесс обязательных занятий в средней школе. В течение ряда лет руководила научно-педагогическим экспериментом в области медиаобразования в ряде российских школ. Была одним из ведущих авторов и редактором коллективной монографии "Медиаобразование, интегрированное с базовым".
Библиография /книги Л.С.Зазнобиной/:
Экранные пособия на уроках химии. - М., 1981.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.
Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально -исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы /Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999.
Оснащение школы техническими средствами в современных условиях/Под ред. Л.С.Зазнобиной. - М., 2000.
ЗАЙЦЕВА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Род. 18 мая 1931
Окончила Московский государственный университет /1955/. Доктор искусствоведения. Профессор. Член Союза кинематографистов России. В течение нескольких десятилетий преподает на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1965 года. Печаталась в научных сборниках ВГИКа и др. Автор нескольких книг по проблемам теории и истории отечественного кино. Особое место в ее научных интересах всегда занимало монтажно-образное построение фильма.
Библиография /книги Л.А.Зайцевой/:
Образный язык кино. М.,1965.
Некоторые особенности монтажа художественного фильма. М.,1965.
Кино и литература. М.,1968.
Выразительные средства кино. М.,1971.
Творческие направления в современном советском кино. М.,1981.
Эволюция образной системы советского фильма 60-х-80-х годов. М.,1991.
ЗАК МАРК ЕФИМОВИЧ
Род. 14 августа 1929
Окончил ВГИК /1952/. Доктор искусствоведения /1985/. С 1974 года работает в НИИ киноискусства /Москва/, прошел путь от научного сотрудника до заместителя директора. Член Союза кинематографистов России. Неоднократно занимался преподавательской деятельностью на многочисленных семинарах творческой молодежи, организовывавшихся Союзом кинематографистов.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1951 года. Печатался в научных сборниках, в журналах "Киноведческие записки", "Искусство кино", "Сов.Экран" и др., газетах "Культура", "Экран и сцена" и др.
Несмотря на свой внушительный список публикаций в текущей прессе, короткой статье или рецензии всегда предпочитал работу над книгой. М.Е.Зак автор многих монографий о теории и истории российского кинематографа, выдающихся актерах и режиссерах.
Библиография /книги М.Е.Зака/:
О.Жаков./совм. с И.Сосновским/. М.,1951.
И.Савченко /совм. с Л.Парфеновым, О.Якубовичем-Ясным/.М.,1959.
Мир экрана. М.,1961.
Юлий Райзман.М.,1962.
Экран и мы. М.,1966.
Рассказ о Пудовкине. М.,1970.
Михаил Ромм и традиции советской режиссуры. М.,1975.
Современная кинорежиссура. М.,1977.
Фильмы о Великой Отечественной войне. М.,1978.
Кино: личность и личностное. М.,1980.
Герой советского кино. М.,1982.
Кинорежиссура: опыт и поиск. М.,1983.
Зримый образ фильма. М.,1986.
Родословная современного фильма. М.,1987.
Андрей Тарковский: Творческий портрет. М.,1988.
Кинопроцесс. М.,1990.
ЗОРКАЯ НЕЯ МАРКОВНА
Род.12 июля 1924
Окончила ГИТИС/1947/. Доктор искусствоведения. Работает в НИИ искусствознания, была лектором ВБПК, преподавала в Московском кинолицее. Член Союза кинематографистов России.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1947 года. Печаталась в научных сборниках НИИ искусствознания и др., в журналах "Искусство кино", "Сов.экран", "Сеанс", "Киноведческие записки" и др., в газетах "Сов.кино", "Независимая газета " и др.
Автор многих книг по теории и истории российского и зарубежного киноискусства. В течение многих лет исследовала проблему феномена успеха экранных искусств, их фольклорных, мифологических источников, зрелищного потенциала культуры. Переводы ее книг по истории российского киноискусства публиковались в США и Японии.
Библиография /книги Н.М.Зоркой/:
Творческий путь А.Д.Попова. М.,1954.
Между прошлым и будущим. М.,1961.
Советский историко-революционный фильм. М.,1962.
Портреты. М.,1966.
На рубеже столетий. М.,1976.
Уникальное и тиражированное. М.,1981.
Зрелищные формы художественной культуры. М.,1981.
Алла Демидова. М.,1982.
Советские фильмы на зарубежном экране. М.,1987.
The Illustrated History of Soviet Cinema. N.Y., 1989.
Иван Мозжухин.М.,1990.
Фольклор. Лубок. Экран. М.,1994.
Крутится, вертится шар голубой. М., 1998.
ИВАНОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Род. 27 мая 1923
Кандидат педагогических наук (1978). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. С 60-х годов занималась кинообразованием школьников в различных школах страны. В 70-х-80-х годах преподавала в педагогическом институте. Автор ряда статей по проблемам кинообразования школьников. Печаталась в журналах "Сов. педагогика", "Искусство кино", в научных сборниках. Участвовала в российских и международных конференциях по кинообразованию.
ИСАЕВА КЛАРА МИХАЙЛОВНА
Род. 16 августа 1925
Окончила ВГИК/1949/. Кандидат искусствоведения/1965/. Член Союза кинематографистов России. С 1951 года преподает на киноведческом факультете ВГИКа.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1948 года. Печаталась в научных сборниках ВГИКа. В периодической печати, предназначенной для массового читателя, ее имя появляется редко. Автор многих книг по теории и истории отечественного кинематографа, монографий о российских актерах и режиссерах.
Библиография /книги К.М.Исаевой/:
Советская кинокомедия. М.,1962.
Фильмы о советской деревне в киноискусстве 50-х годов. М.,1967.
Актер в фильме. М.,1971.
На экране - современник. М.,1974.
Роль. Актер. Режиссер. М.,1975.
Евгений Матвеев. М.,1980.
Изобразительное решение современного фильма. М.,1982.
История советского киноискусства в послевоенное время. М.,1992.
КАПРАЛОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Род. 8 октября 1921
Окончил Ленинградский театральный институт/1948/. Доктор искусствоведения/1984/, профессор. Член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятелей искусств России/1981/. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике/1974/. В 50-х-70-х работал корреспондентом и зам.редактора по отделу литературы и искусства газеты "Правда". В качестве спецкора этой газеты участвовал в работе крупнейших международных кинофестивалей. Преподает во ВГИКе.
Публикуется с 1934 года. Печатался в научных сборниках, в журналах "Сов.экран", "Искусство кино", "Сеанс", "Спутник кинозрителя", "Киноглаз" и др., в газетах "Правда", "Культура", "Труд" и др. В течение ряда лет был ведущим телевизионной "Кинопанорамы". Написал сценарии нескольких игровых/"Николай Бауман" и др./ и документальных/"Юрий Толубеев", "Ни дня без правды" и др./ фильмов и несколько книг по проблемам отечественного и зарубежного кинематографа. Многие киноманы 60-х-70-х, по политическим причинам лишенные возможности увидеть нашумевшие западные фильмы, знакомились с мировым кинопроцессом по книгам Г.А.Капралова. Он и сегодня - один из наиболее активных кинокритиков старшего поколения.
Библиография /книги Г.А.Капралова/:
Юрий Толубеев.Л.-М.,1961.
Игра с чертом и рассвет в урочный час. М.,1975.
"Калина красная" и другие фильмы. М.,1977.
Большая судьба кинематографа. М.,1980.
Человек и миф: Эволюция героя западного кино. М.,1984.
Михаил Ульянов. М.,1984.
Западный кинематограф: супермены и люди. М.,1987.
КОЛОДЯЖНАЯ ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА
Род. 10 июня 1911
Окончила Московский институт иностранных языков/1932/ и Государственный институт театрального искусства/1943/. Кандидат искусствоведения/1963/, профессор. Член Союза кинематографистов России. В 1948-1987 годах преподавала во ВГИКе историю зарубежного кино.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1945 года. Печаталась в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др. Автор многих книг, учебников и учебных пособий по зарубежному кинематографу.
Библиография /книги В.С.Колодяжной/:
Б.Ф.Андреев. М.,1951.
Кино Индии. М.,1959.
Развитие киноискусства Франции/1929-1939/. М.,1960.
Кино Италии/1940-1960/.М.,1961.
Кино США в годы войны. М.,1961.
Кино Соединенных штатов Америки/1945-1960/. М.,1963.
Советский приключенческий фильм. М.,1965.
Кино США /1929-1941/. М.,1967.
История зарубежного кино. Т.2. /совм.с И.Трутко/.М.,1970.
Кино Польской народной республики. М.,1974.
Уильям Уайлер. М.,1975.
История зарубежного кино/совм.с С.Комаровым, В.Утиловым/. М.,1981.
Кино Италии (1945-1980). М.,1998.
КОМАРОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Род. 20 мая 1905
Окончил Московский государственный университет/1931/. Доктор искусствоведения /1961/. Профессор/1963/. Премия на Парижской выставке за организацию фильмотеки/1937/. Член Союза кинематографистов России. С 1932 года преподает во ВГИКе, читает курсы по истории и теории зарубежного киноискусства.
Публикуется по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в многочисленных научных сборниках. Написал ряд книг по истории и идеологии зарубежного кинематографа.
Библиография /книги С.В.Комарова/:
Чехословацкое кино. М.,1961.
История зарубежного кино /совм. с В.Колодяжной, И.Трутко, В.Утиловым/. М.,1965-1981.
Киноискусство Чехословацкой социалистической республики. М.,1974.
Великий Немой. М.,1994.
КУДРЯВЦЕВ СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Род. 12 марта 1956

Окончил ВГИК. Приз кинопрессы за книгу-справочник "Всё - кино"/1995/. Публикуется по вопросам киноискусства с 1973 года. Печатался в научных сборниках, в журналах "Видео-Асс Премьер", "Экран", "Искусство кино", "Культурно-просветительная работа", "Видеодайджест", "Мир развлечений в вашем доме", "Если" и др., в газетах "Культура", "Экран и сцена", "Коммерсантъ Daily", "СК-Новости", "Сегодня", "Век" и др. Активно занимается медиаобразованием - преподает во ВГИКе. Начиная с 1998 года, - ведущий автор CD-ROM-ной киноэнциклопедии и масштабного сайта по проблемам киноискусства и медиа в рамках интернетной "Энциклопедии Кирилла и Мефодия" www.km.ru/cinema Лауреат премии гильдии киноведов и кинокритиков России (1997). Член Союза кинематографистов России.
Еще со студенческих лет Сергей Кудрявцев по праву получил прозвище "ходячей киноэнциклопедии", поражая окружающих своим упорным стремлением к систематизации информации о мировом кинематографе. Он участвовал в работе над "Энциклопедическим словарем Кино"/М.,1986/, выпустил около десятка справочников и авторских видеокаталогов. В течение нескольких лет был консультантом по закупке зарубежных фильмов телекомпании НТВ. На сегодняшний день Сергей Кудрявцев, несомненно, самый плодовитый специалист в области западного и российского кино, способный в одиночку осуществить самый сложный энциклопедический проект, на первый взгляд, посильный только целому коллективу маститых киноведов. Он один из немногих российских кинокритиков, воспринявший новые формы медиа - видео и Интернет, не как неизбежное зло, а как способ знакомства широкой аудитории с панорамой мирового киноискусства. Несмотря на многочисленные соблазны модных фестивальных "кинотусовок", он по-прежнему не желает быть ангажированным журналистом.
Библиография/книги и справочники С.В.Кудрявцева/:
150 советских режиссеров. М.,1981.
Актеры советского кино. М.,1982.
200 советских режиссеров. М.,1983.
Александр Збруев. М., 1983.
Режиссеры мирового кино. М.,1985.М.,1986.
Родион Нахапетов.М.,1986.
Панорама мирового кино /1987-1988/.М.,1989.
500 фильмов. М.,1991.
+500.М.,1994.
Последние 500. М.,1995.
Все - кино. М.,1995.
Свое кино. М., 1998.
ЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
24 октября 1897 - 24 июня 1978
Окончил Институт красной профессуры/1933/. Доктор искусствоведения/1963/, профессор/1940/. Заслуженный деятель искусств России/1969/. Работал редактором журнала "Пролеткино" и газеты "Кино"/1923-1924/. С 1931 по 1978 преподавал и заведовал кафедрой во ВГИКе. Короткие сроки /в середине 30-х и в середине 50-х годов/ возглавлял ВГИК, а в 1937-1939 - ГИТИС. Был активным членом Союза кинематографистов и Совета по кинообразованию в школе и вузе.
Публиковался по вопросам киноискусства с 1921 года. Печатался в научных сборниках, в журналах: "Пролеткино", "Искусство кино", "Сов.экран" и др., в газетах "Кино", "Сов. кино", "Сов.культура" и др. Автор нескольких книг по проблемам истории, теории и социологии кинематографа. Один из авторов "Очерка истории кино СССР"/1947/, "Очерков истории советского кино"/1956-1959/, "Краткой истории советского кино"/1969/. На протяжении практически всей своей творческой биографии Н.Лебедев был одним из ведущих идеологов официального отечественного киноведения.
Библиография /книги Н.А.Лебедева/:
По германской кинематографии. М.,1924.
К вопросу о специфике кино. М.,1935.
Щукин - актер кино. М.,1944.
Внимание - кинематограф! М.,1974.
КПД кинематографа. М.,1978.
ЛЕВШИНА ИННА СЕРГЕЕВНА
Род. 25 марта 1932
Окончила Московский государственный университет/1954/. Кандидат педагогических наук/1975/: защитила диссертацию по проблемам кинообразования школьников. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Союза кинематографистов России.
Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1957 года. Печаталась в научных сборниках, в журналах: "Сов.экран", "Искусство кино", "Семья и школа" и др., в газетах "Сов.культура", "Сов.кино", "Учительская газета" и др. Автор книг, посвященных творчеству ведущих российских актеров, проблемам медиаобразования и воспитания школьников и молодежи, социологии медиа, киноклубного движения.
Библиография /книги И.С.Левшиной/:
Нонна Мордюкова.М.,1967.
Ролан Быков. М.,1973.
Любите ли вы кино? М.,1978.
Как воспринимаются произведения искусства. М.,1986.
Подросток идет в кино. М.,1987.
Подросток и экран. М.,1989.
НЕЧАЙ ОЛЬГА ФЕДОРОВНА
Род. 4 марта 1936
Окончила Белорусский государственный университет/1958/. Доктор искусствоведения/1985/. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1958 года. Печаталась в научных сборниках, белорусской прессе. Автор нескольких книг по проблемам теории кино и телевидения, кинообразования. Одна из авторов энциклопедических изданий "История белорусского кино"/1968-1970/ и "Кино советской Белоруссии"/1975/. Автор учебного пособия по кинопедагогике для некинематографических вузов "Основы киноискусства". Участвовала во многих научно-педагогических и искусствоведческих конференциях.
Библиография /книги О.Ф.Нечай/:
Экран и мы. Минск, 1971.
Становление художественного телефильма. Минск, 1976.
Большой мир малого экрана. Минск, 1979.
Основы киноискусства /совм. с Г.Ратниковым/. Минск, 1979.
Телевидение как художественная система. Минск,1981.
О вкусах спорят. Минск,1986.
Основы киноискусства. М.,1989.
Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. М.,1990.
ПАРАМОНОВА КИРА КОНСТАНТИНОВНА
Род. 4 июня 1916
Окончила Московский педагогический институт/1938/.Доктор искусствоведения/1973/. Профессор. Заслуженный деятель искусств России/1969/. Почетный член CIFEJ /Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада/. Член Союза кинематографистов России. Работала главным редактором госкино. С 1958 года преподает во ВГИКе.
Публикуется по вопросам киноискусства с 40-х годов. Печаталась в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран", в газетах "Сов.культура", "Сов.кино" и др. Один из авторов четырехтомной "Истории советского кино". Автор нескольких книг по проблемам кинематографа. Основная тема - кино для детей и молодежи.
Библиография /книги К.К.Парамоновой/:
Рождение фильма для детей. М.,1962.
Второй план и атмосфера действия в сценарии фильма. М.,1963.
Киноискусство Румынской народной республики. М.,1965.
Образ - характер - роль в фильме для детей. М.,1966.
В зрительном зале - дети. М.,1967.
Кино - детям. М.,1970.
Фильм и дети. М.,1976.
Александр Роу.М.,1979.
ПЕНЗИН СТАЛЬ НИКАНОРОВИЧ
Род. 11 ноября 1932
Окончил ВГУ (1955) и аспирантуру ВГИКа (1968). Кандидат искусствоведения/1968/, доцент. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Союза кинематографистов России. В течение многих лет преподавал теорию и историю киноискусства в Воронежском университете, Воронежском педагогическом университете и Воронежском институте искусств. Являясь директором киновидеоцентра им. В.М.Шукшина он и по сей день не порывает связь с воронежскими вузами, читая там спецкурсы по кинообразованию.
Публикуется по вопросам киноискусства с начала 60-х. Печатался в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Киномеханик", "Подъем", "Педагогика", "Вестник высшей школы", "Специалист", в воронежской прессе и др.
Автор нескольких монографий, посвященных проблемам теории киноискусства, кинообразования в школе и вузе, эстетического воспитания, киноклубного движения. Участник многих российских и международных конференций и семинаров.
Библиография /книги С.Н.Пензина/:
Кино как средство воспитания молодежи. Воронеж,1973.
Кино - воспитатель молодежи. Воронеж,1975.
Кино в системе искусств: проблема автора и героя. Воронеж, 1984.
Уроки кино. М.,1986.
Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987.
Кино Андрея Платонова. - Воронеж: Номос, 1999.
Американское кинопутешествие. - Воронеж, 2001.
ПЛАХОВ АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ
Род. 19 сентября 1950
Окончил Львовский университет /1972/ и киноведческий факультет ВГИКа/1978/. Кандидат искусствоведения/1982/, член Союза кинематографистов России. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и критике. Работал в отделе культуры газеты "Правда", преподавал на киноведческом факультете ВГИКа, в перестроечные годы был одним из секретарей Союза кинематографистов. Со второй половины 80-х активно участвует в работе ФИПРЕССИ (вице-президент ФИПРЕССИ) и крупнейших международных фестивалей. В последние годы специализируется в основном в области зарубежного киноискусства.
Публикуется по вопросам кино с 1972 года. Печатался в научных сборниках, в журналах: "Искусство кино", "Экран", "Сеанс", "Premiere"/российское издание/, "Огонек" и др., в газетах "Правда", "Культура", "Известия", "Сегодня", "Коммерсант Daily" и др.
В перестроечные времена Андрей Плахов был одним из самых активных ниспровергателей традиций официозной советской кинокритики. В 90-е годы стал постоянным кинообозревателем влиятельной московской газеты для бизнесменов "Коммерсант Daily". На сегодняшний день он, несомненно, один из наиболее авторитетных и активно печатающихся российских кинокритиков.
Библиография /книги А.С.Плахова/:
Борьба идей в современном западном кинематографе. М., 1984.
Западный экран: разрушение личности. М.,1985.
Сквозь шум времен: Творческий портрет Андрея Тарковского. М.,1987.
Катрин Денев. М.,1989.
Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Винница, 1999.
ПОЛИЧКО ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Род. в 1948
Кандидат педагогических наук/1987/: защитил диссертацию по кинообразованию. Работал школьным учителем, директором школы в городе Кургане. Во второй половине 80-х стал оргсекретарем Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Член Союза кинематографистов России. Организовал фирму "ВИКИНГ"/Видеокинограмотность/, был инициатором открытия Высших кинопедагогических курсов (Москва) и Московского кинолицея, где в 90-х годах преподавал теорию и методику кинообразования. Организовал ряд научных конференций по кинообразованию и медиаобразованию. В конце 90-х был одним из организаторов кинообразовательного фестиваля для детей в Угличе.
Публикуется по вопросам киноискусства с середины 70-х. Печатался в научных сборника, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран", "Специалист", в газете "Экран и сцена" и др. Автор трудов по проблемам кинообразования и художественного воспитания. Выступал с докладами на многих российских и международных конференциях.
Библиография/книги Г.А.Поличко/:
Экспериментальная программа школьного факультатива "Литература и кино". М.,1978.
Основы кинематографических знаний. Курган, 1980.
Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности. М.,1990.
ПРЕССМАН ЛЕВ ПАВЛОВИЧ
Доктор педагогических наук (1981), профессор. В течение многих лет занимал руководящие должности в НИИ средств обучения Российской Академии образования. Руководил многочисленными проектами по медиаобразованию. Автор многих работ по проблемам создания и использования экранно-звуковых средств в школе. Печатался в журналах "Педагогика", "Искусство кино", "Сов. экран", "Литература в школе", "Русский язык в школе", "Народное образование", "Вестник высшей школы", "Семья и школа" и др., в научных сборниках. Разработал несколько учебных пособий по проблемам использования медиа в процессе обучения.
Скончался в Москве во второй половине 90-х годов ХХ века.
Библиография /книги Л.П.Прессмана/:
Использование кино и телевидения для развития речи учащихся. М., 1965.
Аппаратура ТСО в школе. - М., 1972 (совм. с В.Ф.Кисенковым).
Голубой экран воспитывает. ТСО в школе. - М., 1972 (совм. с Д.И.Полторак).
Школьный любительский кружок. - М., 1972 (совм. с Е.Е.Соловьевой).
Школьный радиоузел. - М., 1972.
Кабинет литературы в школе. - М.: Просвещение, 1975.
Технические средства на уроках русского языка. М., 1976.
Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М., 1979.
Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М., 1988.
РАЗЛОГОВ КИРИЛЛ ЭМИЛЬЕВИЧ
Род. 6 мая 1946
Окончил Московский государственный университет /1969/. Доктор искусствоведения /1985/, профессор. Работал в системе госкино, в НИИ киноискусства. В 90-х годах возглавил НИИ культурологии/Москва/. Член Союза кинематографистов России. Преподает во ВГИКе.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1969 года. Печатался в многочисленных научных сборниках, в журналах "Сов.экран", "Искусство кино", "Киноведческие записки", "Читальный зал", "Сеанс", "Техника кино и телевидения" и др., в газетах "Московская правда", "Культура", "Независимая газета", "Сегодня", "Экран и сцена" и др.
Обладая феноменальными лингвистическими способностями / владеет практически всеми основными европейскими языками/, Кирилл Разлогов уже к тридцати годам получил известность в научных кругах как блестящий переводчик и автор работ по структурализму в кино. Неоднократно участвовал в различных российских и международных конференциях, симпозиумах и семинарах. В 80-х годах он опубликовал несколько книг по проблемам теории и идеологии кинематографа. В 90-х годах проявил себя как яркий медиа-культуролог, исследующий эволюцию средств массовой информации и механизмы их воздействия на аудиторию.
Библиография /книги К.Э.Разлогова/:
Контркультура и "новый" консерватизм /совм.с А.Мельвилем/. М.,1981.
Искусство экрана: проблемы выразительности. М.,1982.
Крушение иллюзий: Политизация западного экрана. М.,1982.
Боги и дьяволы в зеркале экрана. М.,1982.
Конвейер грез и психологическая война. М.,1986.
Мерлин Монро. М.,1991.
РЫБАК ЛЕВ АРОНОВИЧ
6 мая 1923 - осень 1988
Окончил Московский государственный университет /1950/ и Московский педагогический институт/1956/. Был одним из активных деятелей Союза кинематографистов и Совета по кинообразованию. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике. В течение многих лет работал учителем, затем - редактором в журнале "Искусство кино". Последние 15 лет жизни занимал пост главного редактора издательского отдела Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства /ВБПК/.
Публиковался по проблемам киноискусства и кино/медиаобразования с 1964 года. Печатался в журналах: "Искусство кино", "Сов.экран" и др.
Автор нескольких монографий о творчестве известных российских кинематографистах: Сергее Герасимове, Михаиле Швейцере, Марке Бернесе, Леониде Куравлеве. Будучи по своей первой профессии учителем литературы, Лев Рыбак до конца своих дней редактировал книжную серию "Кино и школа", в рамках которой и сам опубликовал четыре книги о проблемах экранизаций и медиаобразования.
Библиография /книги Л.А.Рыбака/:
В кадре - режиссер. М.,1974.
Марк Бернес. М.,1976.
Прочитано экраном. М., 1975.
Русская классика на экране. М.,1976.
Советская литература на экране. М.,1978.
Наедине с фильмом. М.,1980.
Как рождались фильмы Михаила Швейцера. М.,1984.
Леонид Куравлев. М.,1989.
СПИЧКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Род. в 1948
Окончил Курганский государственный педагогический институт (1970). Кандидат педагогических наук (1986), профессор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Один из лидеров движения медиаобразования в России. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, IRFCAM /международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия/ и CIFEJ /Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада/. Автор многих статей по проблемам медиаобразования школьников.
Публиковался в российских журналах и научных сборниках, в норвежском журнале "Media i Skolen", в австралийском журнале "International Research Forum on Children and Media", шотландском журнале "Media Education Journal" и др. Участвовал в российских и международных конференциях по проблемам медиа и медиаобразования.
Библиография /книги А.В.Спичкина/:
Изучение основ театра и кино в 3-7 классах. Курган, 1994.
Что такое медиаобразование. Книга для учителя. Курган, 1999.
e-mail: alecs@mail.zaural.ru
СУРКОВ ЕВГЕНИЙ ДАНИЛОВИЧ
31 октября 1915 - 1988
Окончил Горьковский педагогический институт/1939/. Заслуженный деятель искусств России/1970/. Работал главным редактором сценарно-редакционной коллегии госкино. С 1969 по 1982 год был главным редактором журнала "Искусство кино". С 1964 по 1988 год преподавал во ВГИКе, вел мастерскую по кинокритике /среди его учеников наибольшую известность получили кинокритик и редактор В.Шмыров, режиссер и киновед О.Ковалов/.
Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др. Автор нескольких книг по проблемам отечественного киноискусства и театра.
Е.Д.Сурков - одна из самых противоречивых фигур отечественного киноведения и кинопедагогики. Обладая несомненным талантом, он нередко становился выразителем требований официальной идеологии своего времени. В конце 80-х годов, находясь в состоянии глубокого морального кризиса, покончил с собой...
Библиография /книги Е.Д.Суркова/:
На драматургические темы. М.,1962.
Амплитуда спора. М.,1968.
Проблемы века - проблемы художника. М.,1973.
В кино и театре. М.,1977.
ТИХОМИРОВА КСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории технических средств обучения и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования (Москва). Автор многих работ по медиаобразованию, включенному в процесс обязательных занятий в средней школе. В течение ряда лет участвует в научно-педагогическом эксперименте в области медиаобразования в ряде российских школ (руководитель эксперимента - профессор Л.С.Зазнобина). Один из авторов и коллективной монографии "Медиаобразование, интегрированное с базовым" (М., 1999).
ТРУТКО ИННА/ИНТЕРНА/ ИОСИФОВНА
Род. 19 июня 1926
Окончила ВГИК/1949/. Кандидат искусствоведения /1970/, доцент. Член Союза кинематографистов России. С 1960 года до середины 90-х годов преподавала во ВГИКе историю зарубежного кино.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1949 года. Печаталась в научных сборниках ВГИКа. Автор многих статей по проблемам западного, преимущественно английского и американского кинематографа. Участвовала в создании коллективных монографий, учебных пособий для студентов ВГИКа.
Библиография /книги И.И.Трутко/:
Кино Великобритании/совместно с В.Утиловым/. М.,1970.
История зарубежного кино.Т.2 /совм.с В.Колодяжной/. М.,1970.
Кинематография Венгерской народной республики. М.,1975.
История зарубежного кино/совм.с С.Комаровым, В.Утиловым/. М.,1981.
УСЕНКО ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
Род. 20 сентября 1934
Окончил Ростовский государственный университет/1957/. Доктор искусствоведения /1993/. Профессор (1998). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Союза журналистов России.
В 60-х годах работал литсотрудником и зав.отделом критики в журнале "Дон". В 70-х преподавал в Ростовском государственном педагогическом институте и Кубанском государственном университете. С начала 80-х годов преподает в Ростовском государственном педагогическом университете, руководит аспирантами, читает курс по теории и истории киноискусства, руководит молодежным киноклубом.
Публикуется по вопросам киноискусства и кинообразования с 1956 года. Печатался в журналах "Литературное обозрение", "Огонек", "В мире книг", "Вопросы литературы" и др., в газетах "Наше время", "Литературная газета" и др.
Автор многих работ по проблемам киноискусства, кинообразования /среди них - "Основы киноискусства". Ростов, 1976/. Участник ряда российских и международных конференций по проблемам культуры, искусства, кинообразования.
УСОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
28 июля 1936 - 27 апреля 2000
Бесспорный лидер российского медиаобразования в течение нескольких десятилетий, он окончил киноведческий факультет ВГИКа в 1972 году. Кандидат искусствоведения/1974/, профессор, доктор педагогических наук/1989/: защитил диссертацию по проблемам кинообразования школьников. В течение ряда лет был членом Правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В 70-х - 90-х заведовал лабораторией экранных искусств в НИИ художественного образования Российской Академии образования /Москва/, руководил аспирантами и докторантами, преподавал в Московском кинолицее, руководил масштабными экспериментами по кинообразованию в десятках московских школ. Участвовал в ряде международных конференций по кинообразованию и художественному воспитанию. Был одним из организаторов российско-британских семинаров по медиаобразованию в середине 90-х годов.
Публиковался по вопросам медиаобразования с начала 70-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах "Сов.экран", "Педагогика", "Киномеханик", "Народное образование", "Телевидение и радиовещание", "Искусство кино", "Специалист", "Искусство и образование", "Искусство в школе" и др.
Автор книг по проблемам теории и методики кинообразования школьников и студентов. В последние годы работал над концепцией медиаобразования на аудиовизуальном материале.
Библиография /книги Ю.Н.Усова/:
Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. - Таллин, 1980.
Программа факультативного курса "Основы киноискусства". М.,1986.
Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников 7-10 классов. Таллин, 1987.
Основы аудиовизуальной культуры /совм.с Л.Баженовой, Е.Бондаренко/.М.,1991.
Основы экранной культуры. - М., 1993.
В мире экранных искусств. М.,1994.
УТИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Род. 9 ноября 1937
Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа /1961/. Доктор искусствоведения, профессор. Член Союза кинематографистов России. С 1964 года преподает историю зарубежного кино во ВГИКе. В 90-х годах преподавал на высших двухгодичных курсах по подготовке кинопедагогов.
Публикуется по вопросам киноискусства с 1958 года. Печатался в научных сборниках ВГИКа, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др. Автор нескольких глав в коллективных монографиях "Кино Великобритании"/М.,1970/, "История зарубежного кино"/М.,1981/, книг по истории западного кино, из которых самой значительной, вероятно, можно считать монографию о Вивьен Ли. Над этим трудом, выдержавшим несколько изданий, Владимир Утилов работал в общей сложности несколько десятилетий. К сожалению, многие из его трудов 70-х-80-х годов носят отчетливый идеологический отпечаток в ущерб собственно искусствоведческому анализу.
Библиография /книги В.А.Утилова/:
Чарльз Лаутон. М.,1973.
Кино Болгарии. М.,1974.
Вивьен Ли. М.,1980. М.,1992.
Кризис буржуазной идеологии и Западный экран. М.,1982.
Очерки истории мирового кино. М.,1991.
ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
Род. 4 ноября 1954
Окончил киноведческий факультет ВГИКа/1983/. Доктор педагогических наук/1993/: защитил диссертацию по медиаобразованию в высшей школе. Профессор/1994/. Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению/1983/. Лауреат научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам: Российского гуманитарного научного фонда(1999-2000 и 2001-2003), Министерства образования России (1997-2000), грантов Института "Открытое общество" по различным направлениям исследований в области гуманитарных наук (1997-2002), американского фонда Мак-Артуров (1997), немецкого фонда DAAD (2000), Швейцарского научного фонда (2000). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Союза кинематографистов России, IRFCAM /Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия/ и CIFEJ /Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада/. Работал в прессе, преподавал в школе, был членом редколлегии журнала "Экран" /Москва/. С 1987 года заведует кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ, читает курсы по медиаобразованию, руководит аспирантами по тематике медиаобразования. Преподает также в Российском Новом университете (РОСНОУ).
Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года. Печатался в научных сборниках, в журналах "Экран", "Мнения", "Вестник Российского гуманитарного научного фонда", "Киномеханик", "Искусство кино", "Видео-Асс Премьер", "Видео-Асс экспресс", "Видеомагазин", "Специалист", "Встреча", "Искусство и образование", "Alma Mater: Вестник высшей школы" (Москва), "Новини киноекрана"/Украина/, "Кино"/Литва/, "Cinemaction", "Panoramiques"/Франция/, "Cineaste", "Film Threat", "Audience"/США/, "Canadian Journal of Communication" (Канада), "International Research Forum on Children and Media" (Австралия), "Media i skolen" /Норвегия/ и др., в газетах "Культура", "Арт-фонарь", "Экран и сцена", "СК-Новости", "Неделя", "Учительская газета", "Новая городская газета", "Наше время" и др.
Автор нескольких книг по проблемам российского киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных фестивалей и международных научных конференций по проблемам медиаобразования (Оберхаузен-1994, Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, Монреаль-1997, Сан-Паулу-1998, Вена, ЮНЕСКО-1999, Салоники-1999, 2001, Торонто-2000 и др.).
Библиография /книги А.В.Федорова/:
"За" и "против": Кино и школа. М.,1987.
Трудно быть молодым: Кино и школа. М.,1989.
Видеоспор: кино - видео - молодежь. Ростов, 1990.
Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств /кино, телевидение, видео/.Таганрог, 1994.
Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования . Таганрог, 1999.
Медиаобразование: История, теория и методика. - Ростов, 2001.
e-mail: fedor@pbox.ttn.ru
ШАРИКОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Род. 28 апреля 1951
Окончил Московский государственный педагогический институт. Кандидат педагогических наук (1989). После окончания аспирантуры, работал научным сотрудником в лаборатории экранных искусств НИИ художественного образования, в лаборатории НИИ средств обучения Российской Академии образования. В настоящее время - руководитель социологической службы Российской телерадиовещательной компании (РТР). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Преподает в московских вузах.
Практически первым в России стал изучать опыт зарубежного медиаобразования. Печатался во многочисленных научных сборниках по проблемам медиа и медиаобразования, в российских и британских журналах. Автор нескольких книг, посвященных социологии медиа, медиаобразованию и медиакультуре. Разработал ряд учебных программ по медиаобразованию. Участвовал во многих международных конференциях, посвященных проблемам медиа и медиаобразования (Франция, Испания, Великобритания и др.). В 2000 году прочел цикл лекций в Сорбонне.
Библиография (книги, научные исследования А.В.Шарикова):
Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников. М., 1989.
Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.
Содержание, формы и методы медиаобразования в СССР (Аннотированный библиографический указатель). Совм. с Т.В.Строгановой. М., 1991.
Экспериментальные программы медиаобразования (Совм. с Е.А.Черкашиным). М., 1991.
Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М., 1991.
Ритмы городской телеаудитории. М., 1997.
Российские подростки в информационном мире (Совм. с С.Б.Цымбаленко и С.Н.Щегловой). М., 1998.
e-mail: a.sharikov@vesti-rtr.com
ЮРЕНЕВ РОСТИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ
Род.13 апреля 1912
Окончил ВГИК /1936/. Доктор искусствоведения /1961/, профессор/1963/. Заслуженный деятель искусств России/1969/, член Союза кинематографистов России, лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике. С 1939 года преподает во ВГИКе, был заведующим отделом в НИИ киноискусства /Москва/. Неоднократно участвовал в работе международных кинофестивалей (Канн, Берлин, Венеция, Москва и др.).
По вопросам киноискусства и медиа публикуется с 1937 года. Печатался в многочисленных научных сборниках по теории и истории отечественного и зарубежного киноискусства, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др., в газетах "Сов.культура", "Сов.кино", "Правда" и др. В 60-х-80-х годах был одним из самых влиятельных представителей официальной кинокритики, получавших аккредитацию на крупнейших международных кинофестивалях. Автор монографий о Сергее Эйзенштейне, Александре Довженко и других видных деятелях отечественного кинематографа, работ по истории, жанровым и идеологическим проблемам киноискусства. Написал сценарии нескольких документальных фильмов, рассказывающих в основном о российских кинорежиссерах.
Библиография /книги Р.Н.Юренева/:
Григорий Александров. М.,1939.
Алексей Каплер. М.,1940.
Советский биографический фильм. М.,1949.
Александр Довженко. М.,1959.
Кино за рубежом. М.,1961.
Эйзенштейн. М.,1962.
Советская кинокомедия. М.,1964.
Смешное на экране. М.,1964.
Канн-Москва-Венеция.М.,1964.
"Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. М.,1965.
Новаторство и традиции сов.кино. М.,1965.
Искусство, рожденное Октябрем. М.,1968.
Кинорежиссер Евгений Червяков. М.,1972.
Советское киноведение. М.,1977.
Краткая история советского кино. М.,1979.
Александр Медведкин, сатирик. М.,1981.
Книга фильмов. М.,1981.
Чудесное окно: Краткая история зарубежного кино. М.,1983.
Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. В 2-х т. М.,1985.М.,1988.
Новаторство советского киноискусства. М.,1986.
Кино Японии послевоенных лет. М.,1993.
Мой милый ВГИК. М.,1994.
Краткая история киноискусства. М., 1997.